Сегодня наш собеседник Питер Франкопан, профессор всемирной истории, Директор Оксфордского Центра византийских исследований; Старший научный сотрудник, Вустерского колледжа. Мы задали ему несколько вопросов о Византии и её следах в истории.
- Господин Франкопан, какое время можно назвать максимальной точкой развития Византии?
- Есть несколько способов ответить на этот вопрос. Если говорить о географических размерах, военной мощи и экономическом потенциале, то это время правления Юстиниана в VI веке. Но на мой взгляд, есть много других периодов, когда Византийская империя была великой силой, с которой приходилось считаться. Например, около 1000 года она охватывала своим влиянием нынешнюю Россию, Ближний Восток и другие страны.
- Расскажите, окажись наш современник в те годы в Константинополе, что больше всего удивило?
- В первую очередь, это технологии, транспорт и медицина. Скорость, с которой мы сегодня путешествуем и взаимодействуем друг с другом, является самым важным отличием не только от периода расцвета Константинополя, но также и от всех наших предков, живущих 100 или даже 50 лет назад.
- Что представляла собой Византия в последние годы своего существования?
- В самом конце, это было государство-осколок, которое состояло в основном из самого Константинополя. Это не было проблемой само по себе; но снижение численности население и ограниченная рабочая сила стали ахиллесовой пятой. Государства должны быть продуктивными и поддерживать уровень своего населения, чтобы процветать и выживать.
- Почему падение Византии стало возможным? Что стало причиной отсутствия помощи Константинополю со стороны европейских монархов в сопротивлении туркам?
- Европейские монархи не помогали, потому что у них были свои проблемы (как и всегда у правителей); и, конечно, это дорого и логистически трудно поддерживать людей, живущих далеко. И я полагаю, что многие решили, что Константинополь не может быть спасен - поэтому пытаться предотвратить это было все равно что сдерживать море. Византия пала из-за того, что ее провинции оказались захвачены, а военные не смогли сдержать приток мощных, хорошо обученных и хорошо управляемых турецких войск. Очень сложно !
- В России с 16 века существует такое понятие как «Москва - третий Рим». Это связано с преемственностью в качестве Православной Империи.
- Когда что-то падает, многие хотят надеть себе это как корону. Москва увидела себя Третьим Римом вскоре после 1453 года; в Европе другие утверждали, что являются наследниками Римской империи. Литература, культура и история Рима были могущественными, и многие хотели, чтобы их считали наследниками. Москва была сильнейшей православной властью после падения Константинополя, и, конечно, она имела сильные претензии на то, чтобы быть лучшим и самым сильным защитником православия, а также византийского и римского наследия.
- Ну а если судить по влиятельности на мировую историю, то какие государства продолжили цепочку Рим - Византия, после падения последней?
- Зависит от восприятия. Мы все видим закономерности истории по-своему. Я не уверен, что можно ответить на этот вопрос однозначно, отчасти потому, что он исключает все другие государства и регионы, например, в Азии. Можно быть провокационным и сложить цепь из Рима - Византии - Монголов - Османов. Все зависит от того, что вы пытаетесь сказать, и почему так важно и уместно говорить о «цепочке».
- Последние годы мы наблюдаем подъем Китая - является ли это зарождением новой Византии?
- Пока рано говорить. Но я бы не думал не о новом Риме или Византии, а о новом Китае. Новым модели нет необходимости копировать, принимать на себя то, что нам близко или кажется понятным. Очевидно, что Китай, как и США, является мировой державой, и это может привести к некоторым полезным параллелям с прошлым - например, Британская империя может показаться более интересным сравнением, чем Рим. Но в настоящее время в мире очень много хрупкости, и нужно быть осторожным в предсказании взлетов и падений: в конце концов, тридцать лет назад мало кто ожидал распада Советского Союза; и мало кто мог предположить, что Китай станет второй по величине экономикой мира в 2019 году.
- Большое спасибо за интервью, профессор.
А как Вы считаете, уважаемые читатели: прошло ли время глобальных империй или стоит ожидать появления мирового гегемона?
***Подписывайтесь на 11 экю, ставьте лайки, делитесь с друзьями. Дальше будет интереснее, ведь история не заканчивается.