Смотрела на днях договор аренды для девчачьего шоурума. Договор составлен крупным Торговым Центром (ТЦ) в городе-миллионнике.
Сначала пункты договора вызывали недоумение, дальше просто любопытство: какую степень наглости можно открыто прописать.
До сих пор не покидает чувство, что свобода договора, свободная страна – это всё не про нас.
Судите сами. В договор аренды включены такие пункты:
1. Право Арендодателя на досрочное внесудебное расторжение договора. С уведомлением за 10 дней! Круто, да? Получите, распишитесь и покиньте помещение.
2. Арендатор обязан предоставлять Арендодателю Z-отчеты о выручке. И ничего что это коммерческая тайна и вмешательство в хозяйственную деятельность лица.
3. Если арендатор не освободил помещение (читай как – не успел вывезти имущество), Арендодатель имеет право распоряжаться его имуществом как своим. С чего ради спрашивается?
4. «Арендатор обязан возместить причиненный ущерб Арендодателю на основании счета, выставленного последним. Арендатор возмещает ущерб в течение 3 (трех) календарных дней с момента получения счета от Арендодателя». А кто подсчитывает размер ущерба? Вне зависимости виноват арендатор или нет?
5. Датой получения корреспонденции считается следующий день, по истечении 5 календарных дней с даты отправки. Серьезно? Ее даже на почте не успеют обработать.
6. Арендатор обязан застраховать свою ответственность на случай возможного ущерба объекту, арендодателю и третьим лицам. Копию полиса страхования передать Арендодателю. Отличная подстраховка, но явно навязанная. Первый раз встречаю такой пункт в договоре аренды.
Плюс среди прочего:
- арендодатель вправе осматривать объект аренды в любое время (буду пить у вас чай каждый день – как вам нравится?:)),
- арендатор обязан установить за свой счет счетчики на вход для подсчета посетителей, данные ежедневно передавать арендодателю,
- проводить рекламные и маркетинговые мероприятия на территории ТЦ за свой счет,
- никакого претензионного порядка, сразу в суд,
- подкрепляем основной договор аренды договорами поручительства.
Получается, что Арендодатель реально воспринимает Арендатора как холопа. Последний только обязан, обязан, обязан. При этом за свои немалые деньги.
Не знаю, какую аудиторию найдет эта статья. Надеюсь, арендодатели пропустят ее мимо и ничего не возьмут себе на заметку.
Арендаторы, помните, есть лояльные, адекватные, разговаривающие, а не диктующие партнеры. Я лично знаю многих таких.
Если с самого начала вам навязывают невыгодные жесткие условия, подумайте, как вы будете сосуществовать дальше? Штрафы за любой маломальский шаг в сторону от Правил работы Торгового центра и расторжение договора по надуманному поводу – как вам перспектива? Всё еще хотите это место и готовы подписать договор?
Договор в таком варианте не подписывайте, а на канал велком)