Найти тему
Ретроспектива PRO

Оправданный теракт

Задачка для абитуриента юридического колледжа.

Дано: некий гражданин по собственной инициативе приобретает огнестрельное оружие для покушения на высокопоставленное должностное лицо государства и по собственной инициативе тремя выстрелами в упор наносит ему тяжёлое ранение на его же рабочем месте. Причина покушения: превышение чиновником, по мнению стреляющего, своих должностных полномочий.

Вопрос: подлежит ли стрелявший человек уголовному наказанию?

Ответ однозначен: да!

Независимо от причин, побудивших к такому деянию, никто не имеет право брать на себя функции государства судить и карать. Возможно и найдутся некие смягчающие обстоятельства, но они ни в коей мере не могут отменить обвинительный приговор суда.

Так-то оно так, но… В истории юриспруденции царской России был случай, когда террористический акт был оправдан судом присяжных, что, по мнению современников, открыло ящик Пандоры: страна буквально утонула в кровавых терактах. Юнцы «со взором горящим» и курсистки с безумными глазами стреляли и взрывали ненавистных им «царских сатрапов», не принимая в счёт невинно пострадавших от их действий людей, списывая их на неизбежные потери во имя призрачного светлого будущего.

Речь идёт о покушении на градоначальника Петербурга Ф.Ф.Трепова в 1877 году.

Федор Федорович Трепов, градоначальник Петербурга, генерал-адъютант и генерал от кавалерии.
Федор Федорович Трепов, градоначальник Петербурга, генерал-адъютант и генерал от кавалерии.

Фигуранткой дела являлась девица Вера Ивановна Засулич. Урождённая смоленской губернии 1849 года и закончившая в 1867 году Казанский институт благородных девиц по специальности «домашняя учительница», она почему-то не стала нести в неокрепшие умы малых чад «разумное, доброе и вечное», а переехала в Петербург, где устроилась на работу переплётчицей и начала посещать политические кружки.

Вера Засулич - народница-террористка
Вера Засулич - народница-террористка

Будучи участницей организации «Народная расправа», Вера в 1869 году была арестована за революционную деятельность и немногим менее года провела в заточении в Петропавловской крепости.

Петропавловская крепость. Фото 1870-1875гг
Петропавловская крепость. Фото 1870-1875гг

Сосланная в 1871 г на поселение в Тверь, Засулич не потеряла связи с соратниками по борьбе с самодержавием и продолжила нелегальную деятельность. Будучи задержанной за распространение литературы революционного толка, она вновь подвергалась судебному преследованию и высылке сначала в Костромскую губернию, затем в 1875 году в Харьков.

Неугомонная и непримиримая, она и здесь оказалась в революционном кружке «Южные бунтари» и даже пыталась… поднять крестьянское восстание в какой-то деревеньке. Затея, больше смахивающая на аферу, провалилась, и бунтарка подалась в бега, справедливо полагая, что на этот раз дело высылкой не закончится. Засулич абсолютно претила перспектива оказаться на каторге в Александровском посту на острове Сахалин и разделить судьбу Шейндли-Суры Лейбовны Соломониак (она же Софья Ивановна Блювштейн, она же Сонька Золотая Ручка).

Петербург манил своей революционной атмосферой и большей возможностью безнаказанного проживания на нелегальном положении, чем Вера и воспользовалась. В столице Российской империи она немедленно вступила в организацию «Земля и воля» и продолжила уже знакомую ей работу в нелегальной типографии.

В начале января 1877 года всю общественность Петербурга всколыхнул вопиющий случай телесного наказания арестованного по политическим мотивам и приговорённого к каторге некоего студента Боголюбова. По приказу градоначальника Петербурга генерала Трепова тот был подвергнут уже тогда отменённому телесному наказанию розгами за нарушение тюремных правил. В воздухе уже витал дух свободы, по Европе бродил выпущенный на волю Марксом и Энгельсом «призрак коммунизма», а тут такое… Революционеры не могли оставить этот случай без последствий. Было решено убить оскандалившегося градоначальника. По одной версии, был брошен жребий, по другой Вера Засулич вызвалась добровольцем для приведения вынесенного приговора в исполнение. Предполагали даже, что она была в любовных отношениях с выпоротым студентом, но хорошо знавшие её современники начисто отрицали эту версию: революционерка абсолютно не интересовалась мужчинами. Она не уделяла должного внимания своей внешности, зачастую оставаясь кое-как причёсанной и одеваясь в неопрятные платья и стоптанную обувь. Ещё и эта отвратительная привычка грызть ногти! Влюблённые барышни ведут себя несколько иначе… Наконец, 24 января 1878 года Вера попала на приём к Трепову и трижды выстрелила в него из заблаговременного купленного британского револьвера Веблей №1 «английский бульдог» образца 1872 года калибра 11,2мм, благо оружие тогда продавалось достаточно свободно в многочисленных оружейных салонах и чуть ли не в бакалейных лавках.

Револьвер Webley No.1. The British Bulldog образца 1872 года, калибр 11,2 мм
Револьвер Webley No.1. The British Bulldog образца 1872 года, калибр 11,2 мм

…В помещении приёмной Трепова, куда, записавшись заблаговременно, попала Засулич, гром выстрелов прозвучал оглушительно. Градоначальник получил тяжёлую рану в левый бок и упал. Террористка уронила оружие и застыла, как изваяние. Через мгновение она была скручена пришедшими в себя от неожиданности адъютантом генерала и другими посетителями.

Покушение на градоначальника Верой Засулич
Покушение на градоначальника Верой Засулич

Трепов выжил. Судебный процесс над Верой Засулич обещал быть громким и показательным. Никогда прежде в России не случалось покушения по политическим мотивам на государственных чиновников, тем более такого высокого ранга. Был назначен суд присяжных.

Суд проходил под председательством только что назначенного молодого либерала А. Кони, который отверг все намёки министра юстиции Палена о безусловном осуждении Засулич. Нет, он не вскричал возмущённо, что не пойдёт на поводу вышестоящего руководства! Он не взял самоотвод от судебного процесса! Кони, склонив голову, выслушал министра и… промолчал.

А.Ф. Кони - российский юрист, судья, судебный оратор, государственный и общественный деятель (1844-1927)
А.Ф. Кони - российский юрист, судья, судебный оратор, государственный и общественный деятель (1844-1927)

Адвокатом по делу Засулич был Пётр Акимович Александров, выдающийся оратор и мастер своего дела.

Адвокат Петр Акимович Александров
Адвокат Петр Акимович Александров

Он мгновенно отметил все огрехи скоропалительного следствия, обговорил с обвиняемой позицию защиты и манеру её поведения перед присяжными в зале суда. Чего только стоит его убедительная просьба к террористке не грызть во время процесса ногти, так как это является характерной чертой злого человека! Ведь перед присяжными заседателями должна предстать несчастная девушка с трудной судьбой, скорбно сидящая на краешке скамьи подсудимых в наброшенном на плечи невзрачном тёмном плащике, который адвокат накануне принёс ей в тюрьму при посещении… Впрочем, плащ Вера оставила в камере, а на укоризненное замечание адвоката с вызовом бросила, что зато ногти грызть не будет! Подобное поведение обвиняемой было вызвано как её общей неуравновешенностью, так и тем, что она была более чем уверена в смертельном приговоре и не сомневалась, что по окончании процесса будет немедленно повешена. По версии же обвинения ей грозило «всего лишь» 15-20 лет каторжных работ.

Адвокат тщательно подошёл к отбору присяжных. Использовав своё право и любезно предоставленную квоту от обвинителя, он отклонил 11 (!) из 12 присяжных заседателей из числа зажиточных граждан и крупных чиновников: ожидать от них милости к Засулич не приходилось. Вторая жеребьёвка была более удачной: в состав суда присяжных вошли чиновники средней руки и представители интеллигенции.

В своей речи на суде, который состоялся 31 марта 1878 года в Петербурге, адвокат Александров ловко обходил скользкие моменты дела. Он не упоминал сообщников, давших довольно-таки крупную сумму на покупку револьвера, не заострял внимание присяжных на факте стрельбы из оружия большого калибра, а не из дамского браунинга, что говорило о намерении именно убийства, но не о простом акте мести царскому сатрапу, совершённого взволнованной бедной девушкой… О прошлой революционной деятельности Веры Засулич благоразумно не упоминал вообще. Тот факт, что после стрельбы находящаяся в ступоре террористка не предприняла попыток поднять оружие и добить Трепова, так же был преподнесён адвокатом как не желание убить, а просто… отомстить за надругательство над Боголюбовым. Вердикт присяжных «Не виновна!» был тут же утверждён судьёй Кони и восторженно воспринят публикой. Надо сказать, что помимо допущенных в зал суда граждан, на улице ожидали решение правосудия сотни и сотни горожан, в основном молодых людей. Все ликовали, кричали и поздравляли друг друга с успешным завершением процесса. Достоверно известно, что во время этого ликования какой-то экзальтированный студентик выстрелил в жандарма, но в толкучке промахнулся и ранил юную курсистку, после чего тут же застрелился.

Засулич была освобождена из-под стражи в зале суда, выпущена на свободу и, переночевав у друзей, с помощью сообщников-революционеров немедленно бежала в Швейцарию. И вовремя: решение суда на следующий день было опротестовано, террористка подлежала аресту для продолжения следствия, а когда пришли её арестовывать, её и след простыл.

В итоге из-за дела Засулич судья Кони сначала был переведён с понижением, а потом под давлением был вынужден вообще уйти в отставку, как и уволенный со своего поста министр юстиции Константин Пален.

Граф Константин Иванович Пален - министр юстиции
Граф Константин Иванович Пален - министр юстиции

Интересно то, что сама Вера Засулич впоследствии отказалась от тактики террористической борьбы, посвятив себя переводам трудов Маркса и Энгельса и публикацией собственных сочинений марксистского толка, принимая при этом участие в деятельности различных революционных кружков и обществ.

В.Засулич на заседании Группы освобождения труда в Женеве, 1883 год
В.Засулич на заседании Группы освобождения труда в Женеве, 1883 год

А вскоре страну стали потрясать страшные теракты, один за другим.

-10

Но это уже другая история...