О том, «как архангельский мужик… стал разумен и велик», существует немало легенд, равно как и об его вкладе в науку. Пожалуй, надо внести кое-какую ясность.
Поклонник церковно-славянского языка и стеклозаводчик
Первая легенда – Ломоносов был «помор». На самом деле Ломоносов родился вдали от моря, в деревне близ Холмогор. Его семья не занималась морскими промыслами. Себя Михайло всегда называл «двинянином», то есть уроженцем берегов Северной Двины.
Вторая легенда – Ломоносов тайком бежал из родительского дома, чтобы учиться наукам. Московская Славяно-греко-латинская академия, куда он поступил, готовила грамотных священников, а Михайло с юности собирался стать священником, делать духовную карьеру. В Москву он прибыл вместе с земляками, торговавшими рыбой. Вероятнее всего, что Михайло Ломоносов был одним из участников этой рыболовецкой артели, а решение остаться в Москве и поступить в Академию созрело у него уже в ходе торговли. И, таким образом, «бегством» явился не уход из дома, а невозвращение в него.
Третья легенда – Ломоносов был светским учёным. Современникам он был больше всего известен как поэт, автор парадных од императорам и императрицам на восшествие на престол, за что получал огромные по тем временам гонорары. Как филолог, Ломоносов был ярым сторонником сохранения церковно-славянского языка в литературе, нападал на писателей, пытавшихся писать близко к разговорному языку (современному русскому литературному). Это неудивительно, так как весь склад образования Ломоносова был духовным. После Славяно-греко-латинской академии он продолжал образование в Киеве, в Могилянской академии – старинной кузнице кадров грамотного духовенства.
Четвёртая легенда – Ломоносов внёс огромный вклад в науку. Невозможно указать, в чём конкретно выразился этот самый вклад. Единственное дело Ломоносова, надолго его пережившее, было производство стекла под Петербургом. Ломоносов стал первым отечественным заводчиком стекла. Его монопольное предприятие в этой отрасли, где трудились подаренные ему Императрицей Елизаветой Петровной крепостные, давало ему основной (и немаленький) доход.
Борьба с «немецким засильем»
Естественнонаучные опыты Ломоносова, которые он ставил от случая к случаю, не оказали влияния на науку и были всегда уже повторением того, что делали его коллеги в России и других странах. Откуда же взялась пятая, главная легенда – что Ломоносов был родоначальником наук российских?
Эту легенду Михайло Васильевич создал сам, при своей жизни. Он вовремя уловил национальную тенденцию в русском обществе, возмущавшуюся «немецким засильем» при Бироне. При Императрице Елизавете Петровне, всячески демонстрировавшей свой русский патриотизм, Ломоносов стал неформальным вождём этого движения.
Объектом своих нападок Ломоносов избрал академика Герхарда Миллера, немало сделавшего для первой научной разработки древнерусских летописей. Ломоносов обрушился на Миллера с критикой его доклада «О происхождении народа и имени российского». Доводы Ломоносова, по оценке историка В.О. Ключевского, «не столько убедительны, сколько жестоки». Не выставляя научных аргументов, Ломоносов старался доказать, что Миллер унижает Россию и русский народ.
Доклад Миллера был запрещён к печатанию, сам Миллер был разжалован из профессоров в адъюнкты с убавкой жалованья втрое. Только смерть самого Ломоносова (Миллер пережил его на 18 лет) сняла запрет с публикаций немецкого академика. Как теперь общепризнано, научная правота в этом «диспуте», ведшемся Ломоносовым административными средствами, была на стороне Миллера – добросовестного исследователя.
Грубая горячность, с которой Ломоносов нападал на немцев, и составила главную славу архангельского мужика в Академии наук.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарий.
Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись