За последние несколько месяцев в Хакасии произошел ряд кадровых перемен – сменился глава региона, активно формируется кабинет министров. К власти пришла новая команда управленцев, ей и карты в руки.
Однако за всеми этими без преуменьшения глобальными переменами для республики как-то тихо и незаметно прошло еще одно назначение – в Хакасии сменился прокурор.
Главный надзорник – фигура знаковая, одна из ключевых. И тем не менее о генерале, прибывшем покорять хакасские просторы, известно мало. Государственный советник юстиции 2 класса Александр Кондратьев ранее занимал пост прокурора Челябинской области. И это почти все, что о нем было известно перед интервью.
Между тем Александр Филиппович оказался человеком коммуникабельным, не зашоренным, каковыми часто бывают люди в погонах. Признался, что и он о Хакасии до прибытия сюда имел весьма смутное представление: никогда раньше здесь не был (так же, как не был в Ханты-Мансийске и Челябинске). Знал, что есть такой субъект федерации, что есть Саяно-Шушенская ГЭС, на которой произошла авария, и что в 2015-м республику потрясли страшные пожары. Ну что греха таить – Хакасия зачастую попадает в сводки федеральных новостей исключительно благодаря плохим событиям. Карма у нас, видать, такая.
У генерала двое сыновей, один уже взрослый, второй оканчивает 11 класс. Кондратьев называет себя человеком неприхотливым, которому в бытовом плане нужно мало.
Говорит, что особой разницы между Абаканом и Челябинском не заметил, разве что каких-то крупных спортивных объектов в большом городе больше.
Главный надзорник старается вести здоровый образ жизни – дважды в неделю тренируется с коллективом, играя в волейбол. Кроме того, новый прокурор оказался поклонником хоккея с шайбой, уже сколотил свою команду и пытается культивировать данный вид спорта в Хакасии, только вот получится ли? У нас, как известно, правит бал русский хоккей, или бенди.
О положении дел в регионе
- Александр Филиппович, вы возглавили Хакасию в непростой, переломный момент. С чего начали свою работу?
- В первую очередь нужно было ознакомиться с обстановкой, аппаратом прокуратуры. На сегодняшний день у нас из 11 прокуроров нет 4, а это практически 40%: боградского, ширинского, абаканского и усть-абаканского. Нужно было подбирать кадры – процесс серьезный, сложный. Ну и знакомиться с республикой, руководителями правоохранительных органов, государственных структур, местного самоуправления, узнавать, какое положение дел в сфере ЖКХ, как обстоят дела с долгами по заработной плате. Вдобавок ко всему начинался отопительный сезон, вхождение в который всегда трудно. Тем более что были все арестованы счета муниципалитетов. Я с таким сталкиваюсь впервые.
- То есть то, что в регионе зарплата выдается по судебным приказам, долги перед энергетиками и тепловиками исчисляются миллионами – для вас это было ново? Насколько знаем, вашим сотрудникам приходилось работать в авральном режиме, постоянно выходя с исками в суд за защитой чьих-то прав.
- Все, что должно работать в нормальном режиме – все шло через судебные приказы или решения. Львиная доля времени отводится как раз на подготовку и участие в этих исках. Кроме того, мы отслеживаем исполнение этих решений.
- Не успели задаться вопросом, почему так произошло?
- Наверное, экономическая ситуация такая. Бюджет республики от 24 до 25 миллиардов. Сейчас будут подводиться итоги за год по всем социальным направлениям. Бюджет принят, но заложенные средства совершенно недостаточны для решения по максимуму болевых точек, в частности, предоставления жилья для детей-сирот. Есть серьезные вопросы по формированию покупной цены электроэнергии. В этом году мы запланируем проверку по ценообразованию, потому как для республики это является существенным.
- Этот вопрос пытались поднять многие. Мы живем в опасной зоне – в непосредственной близости от СШ ГЭС, но каких-то преференций нам это не приносит. Увы, факт.
- Это тоже для меня было ново - что жители субъекта, живущие в шаговой доступности от самой крупной гидроэлектростанции в стране, не имеют никаких существенных льгот.
- Прежняя команда в последнее время занималась больше агитацией на выборах, чем подготовкой к отопительному сезону. Нарывы стали вскрываться сейчас, в морозы. Какие наиболее проблемные территории в этом плане и как приходится выходить из трудных ситуаций?
- На днях вышел из строя котел в Боградском районе, один из двух. В течение недели обещают восстановить. Ну и постоянно с осени в поле зрения Боградский район. Мы следим, уже буквально сотни мер прокурорского реагирования были приняты, в том числе и с выездом аппарата на место. Рассматривали Коммунар, Черногорск, потому что там уголь подвозят с колес. Вообще, что больше всего поразило в Хакасии – это то, как велась подготовка к зиме. В Краснодарском крае я еще понимаю, так можно было готовиться. Но в Сибири начинать подготовку к отопительному сезону в конце августа – начале сентября, я считаю, совершенно недопустимо. Мы с весны уже наступившего года будем обращать на это внимание.
- Еще одна актуальная для Хакасии тема – долги по госконтрактам. Предприниматели же молчат до последнего, надеются на что-то. И лишь в крайнем случае идут по судам. Не платили республиканские власти, по примеру следом не платили муниципалы. Но у этих и выхода не было: счета арестованы, денег нет.
- Да, долги по итогам первого полугодия прошлого года превышали один миллиард рублей. Мы провели коллегию с участием представителей бизнес-сообществ и будем это делать каждый год, для того, чтобы узнать, какие они ощущают препятствия для развития своего бизнеса, какие видят проблемы. Но задолженность на сегодняшний день значительно сократилась и составляет порядка 400 миллионов рублей.
Вот с такими моментами мне пришлось столкнуться в первое время. Срок-то моей работы в Хакасии – всего 4 месяца.
О молодом губернаторе и "кнуте" ему
- Хакасию недавно возглавил новый губернатор. Молодой, не запятнанный коррупционными скандалами. Но не ставленник Кремля. Нестрашно, на ваш взгляд?
- Я политикой не занимаюсь. Народ избрал главу региона, мы будем работать с избранным главой. Встреча была, деловой разговор состоялся. Я считаю необходимым, в силу своих должностных обязанностей, информировать главу субъекта о каких-то системных, грубых нарушениях законности, что я и буду делать. В какой это будет форме – зависит от значимости какого-либо направления, существенности этих нарушений: либо это будет представление, либо просто при деловых встречах и разговорах. Если я не буду вносить представления, как глава обо всем узнает? Тем более что я не буду ничего приукрашивать, буду писать, как все есть на самом деле.
- А если бы остался прежний руководитель субъекта, вы бы действовали точно так же?
- Абсолютно.
- Коль уж заговорили о нарушениях. Почему представление о выявленных недоделках в перинатальном центре и музее вскрылись сейчас, когда пришел новый глава? Информация о нарушениях проходила и ранее, но реакции не было.
- Да, главе республики было внесено представление о тех недостатках, которые выявлены. В перинатальном центре они заключаются в не постановке на учет тепловых и электрических установок. Приняли решение об устранении, к закрытию центра это не приведет. Я проинформировал главу – он должен знать. Что касается музея, то там остаются неисполненными порядка 30 нарушений правил пожарной безопасности. Ну как можно эксплуатировать здание, если даже не разработана и не утверждена инструкция, предусматривающая обязанности персонала по эвакуации людей в случае пожара. Даже этого не было! Мы проинформировали главу и внесли исковое заявление в суд о понуждении устранить эти нарушения, другого выхода нет.
- Это не повлечет приостановление деятельности музея?
- Как суд решит, возможно, повлечет на какой-то определенный срок – месяц-два. Потому что нарушения действительно грубые, молчать нельзя.
О себе и новом месте работы
- Александр Филиппович, когда стало известно, что в Хакасию едет прокурор из Челябинска, прошла информация, что вас сослали в Сибирь из-за конфликта с губернатором области.
- Совершенно откровенно вам скажу: с губернатором Борисом Дубровским были деловые отношения, и они остаются таковыми по сей день. Это просто кто-то заполнил пустоту, и не более того. А почему здесь – у нас не принято обсуждать приказы.
- Вы не восприняли данный перевод как понижение?
- Нет, совершенно. Процесс ротации идет постоянно – c места на место. После моего назначения, то есть за эти 4 месяца, уже порядка 10 прокуроров в субъектах перемещено.
- Прежнего прокурора Дениса Попова можно было охарактеризовать как «железный кулак в бархатной перчатке». Говорили, что он мягко стелет, да жестко спать. Ранее был Виктор Ломакин, он прослыл этаким прямолинейным рубакой. А что можно сказать о вас, как охарактеризуют вашу работу?
- Вот вы и потом охарактеризуете, подберете эпитеты. Мне сложно сейчас что-то сказать.
- Что для вас является приоритетом в работе?
- Наверное, чтобы ни мне, ни коллективу не было стыдно за результаты. Чтобы можно было потом спокойно глядеть в глаза не только работникам, но и тем, кто приходит на прием.
- Что можете сказать про коллектив хакасской прокуратуры?
- Хороший коллектив, дисциплинированный, есть уже достаточно опытные и молодое поколение уже подрастают, они друг друга как бы компенсируют. Есть субъекты, в которых в определенные годы терялись традиции: старые увольнялись, приходили молодые. Что касается Хакасии, здесь этот плавный переход сразу в глаза бросается, нет потерянных поколений. Замена идет мягкая, примерно 4 специалиста в год мы принимаем. Текучести практически нет.
- Ваш предшественник Денис Попов, скажем так, вложил лепту в обескровливание прокуратуры: двоих местных перетянул к себе в Дагестан. А вы намерены подтянуть кого-то из своих, или будете опираться исключительно на местные кадры?
- Я куда бы ни приезжал – это у меня уже шестой переезд – никого с собой не звал. Но ко мне приезжали. Примерно 3-4 человека. Как будет здесь – на сегодняшний день я принял одного сотрудника, с которым раньше работал, на вакантную должность старшего помощника по кадрам.
- А местечковости и кумовства в хакасской прокуратуре нет?
- Я этого пока не заметил.
Р.S. Редакция Информационного агентства "Хакасия" поздравляет коллектив прокуратуры Хакасии и лично Александра Филипповича с профессиональным праздником. Надеемся, на новом месте г-на Кондратьева ждут успехи на ниве борьбы с преступностью, а приоритетом в работе, как и всегда, будет соблюдение законности и порядка.
Беседовала Лола Шахова