В сериале "Великолепный Век" прежде всего (хотя и не всегда правдоподобно) показана жизнь высших слоёв населения Османской Империи 16-го века. Лишь иногда, когда падишах ходил "в народ" показывали и жизнь простых людей. Давайте и мы посмотрим на неё (к слову, во многих деревнях современной Турции подобный уклад, не сильно изменившись, сохраняется и по сей день)
Ритм жизни
В эпоху Сулеймана, как и до, так и после, османы продолжали свою неторопливую повседневную жизнь в столице и в стране. Они вставали с рассветом, а затем, после ежедневных омовений и завтрака, отправлялись в свои лавки или мастерские пешком или на осле. Работа для мусульман прерывалась полуденными и дневными молитвами, а также скромным обедом, который они ели на месте. Возвращались домой с наступлением темноты, ужинали и молились перед тем, как рано лечь спать. Дома освещались фитилями из хлопка, смоченными в масле, но они давали слишком слабый свет, чтобы можно было работать.
Единственнвещь ночи в году, наполненные деятельностью, были в Священный Месяц Рамадан. Люди ходили слушать рассказчиков (меддах, они читали древние турецкие легенды, чудесные и эпические истории), и музыкантов (саз-шаирлери), которые сочиняли и пели стихи под струннвы инструмент под названием саз. Ещё были представления кукольного театра теней, который в 17-м веке стал называться карагёз Мечети были освещены, и празднества продолжались до поздней ночи, до тех пор пока когда на рассвете азан не объявлял, что снова начался пост. После 28 дней поста жизнь возвращалась в прежнее русло.
Еда и напитки
Столом служил медный поднос на подставке, вокруг которого сидели люди, приподняв правое колено и опустив левую ногу на пол, который обычно был покрыт ковром. Тарелки использовались для супа, остальную еду обычно клали на хлеб. Жители городов, как и сельские жители, были бережливы. Завтракали хлебом, сыром и оливками, а основной приём пищи приходился на вечер: суп, рис, овощи, мясо (хотя мясо, конечно, ели в основном зажиточные граждане). В обед обычно съедали то, что оставалась от ужина предыдущего дня.
Очень любили сладкие блюда - щербеты, джемы, лукум. Делались они на основе молока и мёда. Но ели их не как десерт, а как самостоятельное блюдо. Единственным напитком была вода, простая или же с сиропом. Алкоголь никогда не пили дома. Конечно, религия запрещает мусульманам спиртное, но это не значит, что они полностью отказывали себе в этом. Вино и ракы пили в тавернах, конечно, в Стамбуле они были гораздо более распространены, чем в провинциях. Напитки привозили из-за границы, но своё производство тоже существовало. Занимались этим исключительно иноверцы.
Великолепная еда Великолепного века. Что ели в султанских гаремах?
Праздники
Несмотря на незначительные местные или религиозные различия, жизнь в городах империи протекала в более или менее одинаковом ритме, прерываясь одними и теми же праздниками, одними и теми же радостными и несчастливыми семейными событиями: обрезаниями, браками и похоронами. Кроме того, повсеместно отмечались два крупных религиозных праздника - Курбан-Байрам и Шекер-Байрам.
Обрезание обычно проводилось в возрасте от 7 до 12 лет.Специально обученный человек часто делал операцию нескольким мальчикам в семье одновременно, чтобы сократить расходы, ведь на праздник было принято звать друзей и родственников. "Обряд посвящения", который не сопровождался никаким религиозным ритуалом, обрезание, тем не менее, было главным событием в юности, именно тогда мальчик становился мужчиной, хотя и оставался под властью своего отца, который и решал, когда для сына придёт время жениться.
Свадьбы
Отец решал, но всё же часто именно мать часто приводили в действие хитроумные планы, благодаря которым в доме появлялась хорошая невестка. Женщины обдумывали это вопрос, в уме составляли списки потенциальных невест. Если девушка не была дочерью близкого друга, посредником всегда выступала третья сторона, и в доме, принадлежащем родителям будущей невесты, устраивалось "собеседование". Если после этого "визита" ничего не следовало, родители навещали другую девушку, а затем, возможно, и третью, пока не находили искомое сокровище. Выбор делали родители. Молодые люди не обязаны были давать свое согласие или даже высказывать свое мнение. Происходил обмен подарками, подписывался договор в присутствии имама и двух свидетелей, согласовывалась дата начала торжества.
Праздник продолжался неделю, и каждый день отмечался демонстрацией подарков, украшением домов, гуляниями на улицах. Всё для того, чтобы, продемонстрировать богатство и хорошее воспитание участвующих семей. Когда женились люди более скромного происхождения, праздничные мероприятия значительно сокращались, и молодая невеста в день заключения брака переезжала жить к родственникам мужа. Повторные браки (вдов или разведённых) никогда не праздновали пышно.
Похороны
В Османской Турции, как и во всех исламских странах, всегда были очень простыми: человек-пыль, и только Бог велик. Погребение происходило в тот же день или на следующее утро после смерти, с кратким шествием вокруг двора мечети, гроб ставили на каменный стол, предназначенный для этой цели. Имам или близкий родственник читал несколько сур из Корана, после чего труп гроб перевозился место захоронения, желательно возле могилы "святого".
Умершего хоронили без гроба, головой, обращенной к Мекке. Позже в изголовье устанавливалась надгробная плита, часто со скульптурой тюрбана, который носил покойный. За могилами не ухаживали – именно это придавало главным кладбищам Турции, с их покосившимися надгробиями и склоненными над ними мрачными кипарисами, атмосферу заброшенности и меланхолии, которую многие писатели и художники находили поэтичной и очаровательной.
Путешествие в Стамбул 19-го века