В 2017 году эксперты Высшей школы экономики опубликовали результаты исследования: около 75% молодежи, принявших участие в опросе, включены в субкультурные группы. Выяснилось, что аутсайдерами молодежного движения стали готы, эмо, панки – пик популярности данных субкультур пришелся на 2007 год, теперь на авансцене новые герои: «винишки», «воркаутеры», «шмоты» и т.д. Рассказать обо всем многообразии видов и типов молодежных субкультур невозможно, однако, важно разделить наиболее распространенные молодежные движения на «деструктивные» и «созидательные».
Радикалы: АУЕ, «ельцинисты», «Поясни за шмот»
«Прямо из школы сына привезли на операционный стол – рассказала Тамара – Нос сломан, черепно-мозговая травма. Сын несколько дней не узнавал меня и мужа». Побоище в одной из барнаульских школ произошло в октябре этого года: 15 подростков подкараулили 2 сверстников и жестоко избили. Страшное зверство: у одного избитого школьника были сломаны нос и челюсть, второго доставили в больницу без сознания. Делом занялась прокуратура. Напавшие подростки признались: они – сторонники АУЕ, «арестантского уркаганского единства» (АУЕ - подростковая субкультура, пропагандирующая среди несовершеннолетних тюремные и воровские понятия российской криминальной среды).
Аббревиатура, вбитая в поисковик, не оставляет сомнений: подростковые банды терроризируют полстраны. В 2017 году в башкирском Салавате «блатные» подростки избили подростка арматурой. 2 октября 2018 года в Югре несовершеннолетние «ауешники» пытали сверстников паяльником и гаечным ключом. В августе этого года в Петербурге банда напала на прохожих в Таврическом саду, едва не запинав тех до смерти.
В 2017 году в «ВК» были десятки групп АУЕ, но после серии правонарушений крупные сообщества по решению суда были заблокированы, однако, небольшие паблики с аудиторией от 100 человек и выше до сих пор активны. На аватаре одного сообщества «Жизнь-ворам, шпане-дорогу» – фото ребенка с пистолетом и эпиграф «Храни Господь ты пацанов и дай им Божьей силы. А подлых грязных фраеров карай по полной воле!» (орф и пункт. сохранены). Контент – шансон, обсуждение тату, высказывания Саши Севера и Япончика. Вопрос администратору группы – кто вы и кто ваши подписчики – остался без ответа.
А вот админ паблика «Анти-АУЕ», выступающий против банд, поделился: «Мы публикуем мнения о движении, истории отсидевших и советы юристов – тем, кто угодил в группу и хочет выйти. Вот что пишут пользователи:
Михаил: «Я в 15 хотел в тюрьму. Шансон слушал, мечтал, что наколку сделаю. Пошел в протест против семьи. Прошло время. Сейчас ни образования, ни работы нормальной, потому что в юности этим д…ом промаялся. Детей надо вырывать из этого. Ставить цели».
Александр: «Они просто оправдывают свою лень отсутствием социальных лифтов. Не надо напрягаться, жилы рвать. Простой вариант – стать шестеркой в банде».
Ирина: «По телевизору целыми днями показывают сериалы о бандитах, сюжеты о золотой молодежи. Да у нас кругом зона, и дети ее копируют. Деградация начинается с родителей, а дети - это уже следствие».
Радикальные молодежные группировки появились не вчера: в советское время были сильны казанские «Тяп-Ляп» и «Хади Такташ», в Московской области – «Ждань» и «Любера», в Удмуртии - «Автозавод», позже появились скинхеды. Новые радикалы, появившиеся пару лет назад – Yeltsin Death Brigades и «Поясни за шмот». Идеология «ельцинистов» – троллинг политики: Россию они называют «психушкой», на странице в соцсети публикуют опусы в стиле «Такого, как Ельцин – чтобы бухал, такого, как Ельцин – чтоб не просыхал!» и периодически устраивают уличные драки. «Поясни за шмот» – еще одна группировка молодых, которые избивали людей всего лишь за определенные бренды одежды.
Александр Полозов, блогер, делает вывод: «Это все – «неогопники». Провинция, да и окраины многих мегаполисов до сих пор живут в 90-х. Панк и рок-движение уменьшилось, эмо и готов - единицы, а гопники оказались живучими».
Вадим Арустамов, руководитель МОО «Мы – дети России», негодует:агрессия подростков – это нормально, вот только направлять ее нужно в правильное русло, но никому дела нет: «Дальше будет больше и хуже! Работа с молодежью не ведется! Молодежь предоставлена сама себе – нет ни мотивации, ни заинтересованности государства в ней. Предлагаемые реальные программы рубятся на корню. Все спортивные и досуговые клубы – платные! Если не будет внятной, понятной идеологии и молодежной политики у самого государства, то через 5-10 лет сегодняшняя молодежь сметет эту власть!»
«Виртуалы»: винишки-тян, хипстеры, «ванильки»
В январе 2018 года в СМИ и блогосфере обсуждалась трагедия: Артем, студент Бауманки, убил свою бывшую возлюбленную Таню. Тогда многие впервые услышали о субкультуре «винишко-тян», к которой якобы относила себя Татьяна. Девушка, судя по контенту в соцсетях, действительно следовала тренду: носила каре розового цвета, очки без диоптрий, позировала с бутылкой вина и сигаретой на фоне музейных картин и на питерских крышах. На своей странице писала о смерти и одиночестве, выглядела сложной и тонкой натурой, как и большинство девушек – «винишек».
Кто же такие винишки? Блогер Анастасия Свирская рассказывает, что эти субкультурные девушки всегда были объектом сарказма: «Носят в сумках книги Кафки или Бродского, загнув страницу, как будто читают. Фотографируются на фоне картин, даже не узнав имя художника. Многие романтизируют психические расстройства, что возмутительно: ой, у меня депрессия, я умираю от биполярки. Некоторые пропагандируют селфхарм – публикуют фото с порезами на руках и ногах. Часто популяризируют анорексию – одна моя знакомая довела себя до истощения и теперь радостно постит фото мед. заключений и пишет, как ей плохо. «Живут» в соцсетях и готовы на все ради подписчиков».
Такая субкультура искусственная – говорят эксперты, поскольку родилась не внутри молодежной тусовки, а в голове острых на язык блогеров – как издевательство, карикатура. «Образ «винишко-тян» действительно был придуман кем-то из анонимов нашего форума,– рассказал Нариман Назимов, владелец имиджборда «Двач», – он был создан как высмеивающий стереотипных девушек».
Психолог Марина Воложанина говорит, что «винишек», как и их предшественников «ванилек» с «хипстерами», действительно часто упрекают в позерстве, инфантильности и поверхностности, поскольку в отличие от героев классических субкультур – панков, рокеров и байкеров, объединенных общими интересами, принципами, реальными делами – новые неформалы часто живут исключительно в виртуальном пространстве и ради него. «Классические субкультуры несли в себе некий социальный контекст, а чаще протест, представители же новых движений в субкультуру скорее играют». Психолог констатирует: поколение виртуальных неформалов болезненно зависимо от соцсетей, и трагедия Тани и Артема - тому подтверждение: роман пары, их разрыв, и даже убийство девушки транслировались в соцсетях почти в жанре реалити. Даже в предсмертном письме Артема волнует реакция подписчиков: «Интересно, насколько вы ох…ете от прочитанного, я бы ох…ел».
Психолог Артем Тараянц считает, что винить в трагедии Тани и Артема субкультуру – позиция и верная, и ошибочная: «Внутренняя система ценностей субкультур, безусловно, влияет на мотивацию и поступки молодых. Но тут, вполне вероятно, имело место психическое расстройство и дурманящие разум вещества. Возможно, девочке казалось, что его чувства к ней делают его безвредным. Но это была ошибка».
Психолог Марина Воложанина резюмирует: «Часто взрослые возмущаются: молодые с жиру бесятся, все у них есть! Таня и Артем – из обеспеченных семей, учились в престижных вузах – Бауманке и ВШЭ, путешествовали и развлекались. Откуда посты о смерти, что за депрессия, когда есть гаджеты, интернет, масса возможностей общаться и учиться, а они грустят. Взрослые просто забыли о том, что сами, будучи подростками, тайком пили, ругались с родителями, думали о самоубийстве из-за неразделенной любви. Чего им самим не хватало в юности? Любви и понимания. У современной молодежи – те же страхи, комплексы и мечты, что и у подростков 20-30-50 лет назад». И правда, «анимешки», «хипстеры», «ванильки» когда-то смоют макияж, срежут разноцветные волосы, переоденутся в обычную одежду. Если переживут этот трудный период – молодость.
Эвелина Галикова – неформалка со «стажем», делится своими выводами: «10 лет назад я перебывала во всех тусовках, которые были в нашем городе. Тусовалась с «эмо», «роллерами, «готами». Как-то сидели на кладбище с друзьями-готами. Выпивали, было скучно, и я пошла домой. Сумерки, я даже немного поплутала, разыскивая выход. И вдруг представила, как в ужасе разбегутся прохожие, разглядев выходящую с кладбища фигуру в черном. Было смешно и грустно. Многие молодые, как и я, переходили из тусовки в тусовку, потому что жили скучно или плохо. У кого родители пили, кого-то в школе гнобили, кому-то просто хотелось выделиться. Но все эти тусовки, в которых я была, не избавили меня от личных проблем и скуки. Вылечило время и познание себя».
Созидатели: волонтеры, воркаутеры, фанаты ЗОЖ
«В 2014 году одноклассница предложила мне составить ей компанию – записаться на курсы вожатых. Я согласилась. Оказалось, что руководитель курса был еще и руководителем одной из волонтерских организаций. Тогда я впервые узнала о добровольчестве. Вливаться в движение было легко», - рассказывает Апполинария Залевская, волонтер-медик.
Вот уже четыре года девушка, уже студентка Ивановского медицинского колледжа, работает добровольцем в различных учреждениях города и области: ребята помогают в благоустройстве сельских фельдшерско-акушерских пунктов, присутствуют в качестве медиков на крупных мероприятиях, по необходимости оказывают первую помощь, ведут просветительскую работу, рассказывая о симптомах и профилактике различных заболеваний. Апполинария говорит, что люди всегда прислушиваются к рекомендациям: «Например, человек переживает из-за диагноза «диабет», а мне нужно его успокоить, объяснить, что с этим диагнозом люди полноценно живут и работают. Иногда для того, чтобы помочь, необходимо просто поговорить. Как медик, могу сказать, что слова порой излечивают лучше лекарств. Волонтер – это человек, человек милосердный».
По самым скромным подсчетам, сегодня в стране около 4 миллионов молодых волонтеров. Они действуют везде, где не могут или успевают государственные структуры – от детских домов до экологических союзов. Попасть в отряд добровольцев просто – было бы время и желание. «Мы находим наших молодых активистов, устраивая ежегодные недели волонтерства, где каждый желающий может записаться и прийти на собрание. А нам остается лишь направить ребят, учитывая их знания, возможности и интересы, – рассказывает Анастасия Рабцевич, пресс-секретарь Ивановского регионального центра «Волонтеры-медики», - необходимые знания и инструкции ребята получают в школе волонтеров, от более опытных товарищей». Именно волонтеры – молодежь, каждый день встречающиеся с болью и страданиями людей, как правило – убежденные оптимисты, альтруисты и трудоголики. Апполинария Залевская из колледжа спешит на задание – свободного времени у нее мало, но девушка не жалеет.
У Якова Воронова жизнь тоже расписана на месяцы вперед – он профессиональный воркаутер, уличный атлет. Молодой человек признается: в детстве его дразнили «кощеем». «Меня начал тренировать отец – рассказывает Яков – Купил гантели, повесил грушу. Потом я перешел на дворовую площадку, где мне понравилось заниматься больше». Однажды «на район» пришли ребята, которые провели мастер-класс по воркауту, и Яков решил, что будет профессиональным спортсменом. Сегодня молодой человек – многократный призер всероссийских и международных соревнований, и готовится к Чемпионату мира. Яков считает важным популяризировать воркаут, поэтому проводит мастер-классы в учебных учреждениях, объясняет молодежи преимущества этого вида спорта: платить за фитнес не надо, заниматься можно в любое время, вся экипировка – спортивный костюм и перчатки. Яков признается, тренерство ему доставляет большое удовольствие: «Уже около года тренирую учеников, мечтаю воспитать чемпионов мира. Что касается неформальных молодежных объединений – я как-то не вникал, времени не было».
Психологи советуют родителям: дайте детям переболеть субкультурой, как вирусом, но будьте рядом, если появятся симптомы осложнения.
Наглядный пример семьи «со стальными нервами». Этот ученик презирал школьную форму и демонстративно носил джинсы. Он издевался над учителями, распевая песни Джаггера прямо во время уроков. Чтобы скопировать прическу кумира, он зачесывал волосы назад и намазывал их маргарином. В юности стал рокером, пел в группе «Безобразные слухи» и называл своим кумиром Льва Троцкого. Бунтарь, дикарь, оторви и выбрось. И все это – о британском политике Тони Блэре. «Боюсь, если станут известны все подробности моей студенческой жизни, избиратели точно за меня не проголосуют», - шутил политик в период предвыборной гонки.
Благодарим Вас за прочтение данной статьи! А если Вам понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!