Принято считать, что работа учителя несовместима с предпринимательством, что преподавание школьных дисциплин исключает возможность применения бизнес-стратегий. Так ли это на самом деле? Разбираемся в нашей статье.
Репетиторство тоже бизнес
Самый распространенный бизнес среди учителей – занятия репетиторством. Если человек при этом работает в школе, перед ним встает выбор: скрывать свою подработку от окружающих или нет. В некоторых школах администрация объявляет настоящую войну репетиторству, поэтому учителя вынуждены проводить занятия с учениками под большим секретом.
Учительница русского языка и литературы Марина Артемова: «У нас директор прямым текстом запрещает педагогам заниматься с учениками в частном порядке – вплоть до увольнения. Все дело в том, что она мечтает открыть при школе что-то типа платных дополнительных занятий: отдельно для отстающих, отдельно для продвинутых ребят. Тогда все деньги будут идти в кассу школы. А так “нелегальное” репетиторство забирает у директрисы весь потенциальный доход. Учителя против такой централизации, конечно: они же этих денег просто не увидят. Конфликт интересов, в общем. Учителя у нас все равно занимаются с детьми. Но все это под большим-большим секретом и в стенах школы не афишируется». Но в большинстве учебных заведений репетиторство учителям не возбраняется.
Учительница русского языка и литературы Галина Зайцева: «У нас в школе многие педагоги подрабатывают частными уроками. И все об этом знают, родители всегда могут подойти к учителю и обсудить этот вопрос. Кончено, здесь существуют свои правила. Например, если меня мой ученик просит о такой помощи, я всегда его направляю к коллеге, ведущей параллельный класс. И она делает то же самое. А то как-то неэтично получается: без денег я его не могу научить, а за деньги, значит, могу? Поэтому детей перенаправляем». На вопрос, почему она якобы не может научить ребенка бесплатно во время урока или факультатива, а за деньги это сделать может, Галина Николаевна отвечает, что в классе учитель работает с 30 детьми на уроке (или с 10-15 на факультативе), а репетитор занимается индивидуально. Кроме того, учитель при групповых занятиях вынужден ориентироваться на общую школьную программу или на темы, актуальные для большинства присутствующих детей. Репетитор же имеет возможность буквально «разжевать» ребенку информацию и разбирает вопросы, важные конкретно для этого ученика.
Не секрет, что наиболее успешные или раскрученные педагоги-репетиторы спустя какое-то время обязательно уходят из школы на вольные хлеба. Формально такой человек перестает считаться учителем (ведь в школе он больше не числится и зарплату не получает), при этом у него становится больше времени на продвижение своего бизнеса.
Будучи в декретном отпуске, учительница английского и немецкого языков, а ныне популярный в своем городе репетитор Лия Осетровасоздала профильный блог, а затем открыла собственные курсы иностранных языков. О своем профессиональном кредо она говорит так: «Если учитель или репетитор не занимается саморазвитием, то рано или поздно он начинает угасать. Педагоги – это как звездочки, которые горят ярко на небе и освещают путь своим ученикам! Поэтому мы должны подпитываться, расти дальше, чтобы детям с нами было интересно, полезно, чтобы урок пролетал незаметно и ученики выходили после урока со словами: “Как же все-таки классно у вас!” Я постоянно чему-то учусь. Нужно идти в ногу со временем. Коллеги, обязательно развивайтесь!»
Бывшая учительница физики и репетитор Людмила Петрова после выхода на пенсию ушла из школы, но заниматься с детьми не перестала. Только делает это у себя дома, в частном порядке. К Людмиле Александровне всегда очередь из желающих заниматься, но больше десяти человек в месяц она никогда не берет. В итоге при весьма щадящей нагрузке (от 10 до 15 часов в неделю) у нее получается зарабатывать не менее 60 000 рублей в месяц – такой прибавкой к пенсии Петрова довольна. Большую часть заработанного Людмила Александровна, по ее собственному признанию, тратит на поездки по миру в компании подруг.
Другие варианты
Классическое репетиторство, то есть занятия с учеником на дому – далеко не единственный вариант бизнеса для педагога.
Учительница биологии Екатерина Калашникова, директор скайп-школы:
В последние несколько лет происходит массовое укрупнение и слияние образовательных учреждений, поликлиник, городских администраций и пр. В результате количество директоров и сотрудников сокращается. В число таких «счастливчиков» директриса отправила и меня, не в последнюю очередь благодаря моему характеру. Почувствовав, что передо мной открылись новые горизонты, я начала искать себе подходящее занятие. К тому моменту у меня уже имелся небольшой опыт организации уроков английского языка по скайпу для своих детей. Я решила создать профессиональную языковую школу.
Сейчас все помешались на создании онлайн-школ. Молоденькие «профи» бизнеса сладко поют своим клиентам о том, что якобы можно получить миллионы на онлайн-образовании. Я только смеюсь, ведь я знаю эти бизнес-процессы изнутри. Работала 24 часа в сутки. Спустя три года мне понадобился психотерапевт и антидепрессанты. И лишь упорство учителя, работавшего с детьми в школе, помогло выкарабкаться.
Сейчас в моей школе 75 преподавателей и 500 учащихся в возрасте от 6 до 76 лет. Зарплата у меня такая же, как у учителя биологии. Однако я стала лучше понимать свою прежнюю директрису. Проблем у меня не меньше, чем у нее. Но ничто не может сравниться с той радостью, какую испытываешь, когда люди высказывают тебе свою благодарность за хорошие результаты на экзаменах, удачное собеседование при приеме на престижную работу, поступление в иностранные вузы, хорошее замужество и пр.
Учитель физики и астрономии Константин Антропов, руководитель образовательного центра:
Семь лет преподавал физику и астрономию в школе, но в начале 1992 года уволился из-за мизерной зарплаты. Теперь преподаю в собственном образовательном центре и на доходы не жалуюсь. Считаю, что в бизнесе есть очень мало ниш, которые могут занять учителя. Скажем, преподаватель может открыть свое дело и начать готовить школьников к сдаче ЕГЭ. Но этот экзамен сдают не по всем предметам, и не по всем предметам подготовка к ЕГЭ пользуется спросом. По моим наблюдениям, максимально востребованы занятия по физике и английскому языку, следом идет обществознание.
Сочувствую своим коллегам в государственных школах. И не из-за размера зарплаты, а из-за слишком формального подхода к профессии учителя: вместо того чтобы заниматься с детьми, учитель должен заполнить электронный журнал, подготовить множество планов, отчетов и презентаций. Тут уж не до учеников!
Большинство моих знакомых учителей ушли из школы: кто-то раньше, кто-то позже. И дело было не всегда в финансах. И я настоятельно советую всем, кто хочет и может учить, начать работать в частном порядке, без писанины, которой нас заставляют заниматься в государственных учреждениях.
Преподавательница маркетинга Анна Ветринская, основатель маркетингового агентства:
Я читала лекции и проводила семинары по маркетингу в престижных вузах. Преподавание мне очень нравилось, но денег явно не хватало. И я открыла собственное маркетинговое агентство. Оно успешно. Но несколько раз в неделю я после работы еду читать лекции студентам. Иногда чувствую, что устала, но когда вижу в аудитории заинтересованных людей, понимаю, что этим стоит заниматься. Я бы с превеликим удовольствием работала только в образовании, но для меня это невозможно с точки зрения доходов. На зарплату учителя прожить нереально – нужно оказывать консалтинговые услуги или заниматься репетиторством. И еще очень важно, что преподавателю в маркетинге нельзя быть теоретиком. В моем агентстве мы постоянно находимся на передовой, запускаем новые кампании, пробуем инструменты. Поэтому своим студентам я рассказываю о реальных кейсах, делюсь чисто практическим опытом.
Мнение коллег об учителях-бизнесменах
Учительница химии Ольга Чеботарева:
Труд учителя, безусловно, подпадает под понятие призвания, дара, даже миссии. Учитель выполняет важнейшую функцию в обществе: не только обучает, но и воспитывает! Воспитывает личность человека, ответственного перед собой и перед Родиной, готового приносить пользу обществу. Педагоги трудятся в очень непростых условиях. Многих учителей в школе удерживают только дети. Совмещать свою работу с бизнесом хороший учитель не сможет – иначе он будет халтурить или тут, или там. Да к тому же далеко не все учителя могут заниматься коммерцией. Социуму не нужны сплошные бизнесмены – гораздо больше он нуждается в людях, которые не зациклены на сиюминутном прагматизме.
Учительница математики Ирина Селиванова:
Учитель и бизнес, по-моему, несовместимы. Во-первых, для занятий бизнесом нужно много свободного времени, которого у учителей нет: это работа по призванию и требует огромной самоотдачи. Во-вторых, чтобы открыть свое дело, нужен начальный капитал, а зарплаты педагога хватает только на жизнь. Думаю, что в бизнес уходят только излишне алчные учителя, просто незаинтересованные рвачи без призвания, которые думают лишь о деньгах.
Учитель истории Николай Ремизов:
Учитель не может заниматься бизнесом, поскольку у него совершенно другие задачи. Если он думает только о том, как и где раздобыть деньги, то учебному процессу конец. Знакомый директор (не в нашей школе) рассказывал, как на курсах повышения квалификации их учили тому, как сделать школу сначала самоокупаемой, а затем и прибыльной. Якобы это очень хорошо для учеников, потому что при наличии лишних денег директор и для школы много полезного сделает. На самом же деле бизнес в школе разрушает саму основу образовательного процесса. Это безнравственно.
Учитель информатики Леонид Третьяков:
Веду в школе информатику, робототехнику и судомоделизм. Это внеурочная деятельность. Ходит ко мне порядка 150 ребят (у нас в городке всего-то 10 000 жителей). Занимаются они бесплатно. Я могу, конечно, открыть бизнес: сам закупить оборудование, нужные детали, сделать платные занятия (скажем, тысячи полторы в месяц). Нагрузка у меня уменьшится раза в четыре, и это при той же зарплате. Вроде бы здорово, да? Но заниматься ко мне будут ходить человек десять, остальные в пролете. И вот это и есть, получается, концепция учительского бизнеса: главное – обогащение, а в остальном хоть трава не расти. Нет, грех для педагога изменять своему призванию.
Карина Чернякова, Ассоциация некоммерческих образовательных организаций:
Несмотря на высокие цены, частные школы – это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются учителя в государственных школах. Подавляющее большинство действующих частных школ – это авторские заведения, которые создавали сами педагоги. Эти руководители создали для себя и своих сотрудников весьма высокооплачиваемые рабочие места. Ну а спрос рождает предложение. Считаю, что в государственных школах учителя уже давно разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, педагог оставлял его после уроков, занимался с ним. А сейчас это отдельная услуга. Поэтому многие и делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.
Союз педагогики и менеджмента
И все-таки, может ли учитель быть бизнесменом или это ниже его профессионального достоинства? А может быть, это просто противоречит социальной роли педагога, его образу высокодуховного наставника? Профессия учителя и воспитателя всегда была одной из самых уважаемых. Так сложилось, что в общественном мнении она олицетворяет собой некое бескорыстие, самоотверженность. «Сердце отдаю детям», – слова Василия Сухомлинского стали девизом многих и многих педагогов. Символ конкурса «Учитель года России» – Хрустальный пеликан. По легенде, эта птица разрывает себе грудь, чтобы своей кровью напоить птенцов.
Сами учителя в подавляющем большинстве согласны с такой трактовкой своей профессии. Они действительно много времени и сил посвящают чужим для них детям, забывают о собственном здоровье, имеют ненормированный рабочий день и понимают всю важность возложенной на них миссии – миссии воспитания подрастающего поколения. От которого, кстати, зависит наше с вами общее будущее.
Неудивительно, что отношение к предпринимательству в педагогической среде чаще всего негативное. Поскольку призвание в профессии учителя играет важную роль, то считается, что от всей души посвятить себя можно только детям, но никак не зарабатыванию на них денег. Педагог, делающий бизнес на обучении детей, рискует добыть себе среди коллег славу меркантильного человека и неудачника в профессии. Своим выбором он как бы предает суть работы учителя: бескорыстие и духовность. И сразу становится «чужим среди своих».
Но разве не может хороший преподаватель быть успешным менеджером? Ведь ему в этом случае совсем необязательно уходить из школы в бизнес. Работая в государственном образовательном учреждении, вполне возможно изменить ситуацию, преодолеть стереотипы. Если рассматривать бизнесмена не как стяжателя, пекущегося только о своем материальном благосостоянии, а как человека, который готов пробовать новое, не боится рисковать, стремится принести людям максимум пользы своим делом, то становится ясно, что все эти характеристики применимы и к учителю. Творческий подход к своей работе и применение бизнес-стратегий отнюдь не помешают преподавателю сеять «разумное, доброе, вечное» среди школьников.
Итак, может ли педагог быть предпринимателем, сохранив при этом социальную функцию? Безусловно, если он обладает определенными качествами. Такой учитель напоминает бизнесмена, поскольку он:
- сам готов учиться и экспериментировать. Он понимает всю важность постоянного самообразования в профессиональной сфере, знакомства с новыми методиками, готовности к саморазвитию;
- постоянно решает проблемы. Пожалуй, ни один день в жизни учителя не обходится без каких-то коллизий, больших и маленьких проблем, умения найти нестандартный выход из сложной ситуации (как правило, за короткий промежуток времени);
- хороший организатор, умеющий расставлять приоритеты. Для учителя важно умение сделать из класса единый коллектив, команду, членам которой педагог сможет делегировать часть своих задач. И в вопросе грамотного распределения времени учитель понимает, что в данный момент важно, а что второстепенно;
- способен продвигать свою идею. Иными словами, он создает в глазах окружающих особую ценность преподаваемого им предмета, ценность знаний. То есть педагог регулярно «продает» свой предмет ученикам, их родителям и своим коллегам. Американский учитель истории Дэйв Берджесс (Dave Burgess) в своей книге «Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными» говорит: «Правильное позиционирование – это один из ключевых приемов превращения вашего класса в место, где хочется быть. “Позиционирование” – термин из области маркетинга. Я из кожи вон лезу, чтобы позиционировать свой класс как замечательное место, в котором происходит невероятно увлекательный педагогический процесс с потрясающими мероприятиями». В качестве лакмусовой бумажки Берджесс советует учителям подумать над вопросами: есть ли в их уроках что-то, что привлекает детей; стали бы ученики ходить к ним на уроки, если бы не было ни итоговых контрольных, ни наказаний за пропуски;
- обладает стратегическим мышлением и умением анализировать. Труд педагога с полным правом можно назвать долгосрочным инвестированием. От ошибок никто не застрахован, тем более учитель: слишком много факторов нужно учесть, пока он принимает решение. Вопрос в том, как относиться к этим ошибкам. Способность анализировать помогает превращать неудачи и промахи в ценный опыт, который обязательно приведет к победе в будущем.
Остается только добавить, что все эти качества педагог может у себя выявить и развить. Если посчитает нужным, конечно.
Благодарим Вас за прочтение данной статьи! А если Вам понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!