В передаче “Не верю! Разговор священника с атеистом” на телеканале "СПАС" Анатолий Вассерман говорит, что вывел из теоремы Гёделя невозможность существования бога, но никаких подробностей не приводит, ссылаясь на свою статью "Дилогия атеизма". Протоиерей Александр Абрамов говорит, что читал эту статью, но детально её не разбирает.
А ведь там есть, к чему придраться.
1. Вассерман берёт первую теорему Гёделя - "любая теория, достаточно обширная, чтобы включать арифметику, либо неполна, либо противоречива", - которую Гёдель, как известно, доказал. Представляет её в виде формулы для теорий:
Полная + арифметичная = противоречивая
Соответственно, чтобы доказать противоречивость религии, нужно доказать, что религия: а) имеет полный набор аксиом; б) арифметична.
а) Вассерман утверждает - "религия опирается на аксиому, гарантирующую объяснение всего. Существование бога (или богов) отменяет нужду в дальнейших объяснениях – то есть в пополнении аксиоматики. Аксиоматика религии заведомо полна." Но миллионы убитых еретиков возмущённо протестуют. В религии есть множество нюансов, которые не объясняются одним лишь существованием бога. Да и сама аксиома о существовании бога неполна - нет чёткого определения слова "бог" (о чём я писал в предыдущей статье - Советы Анатолию Вассерману. “Не верю! Разговор священника с атеистом”. 2 часть).
б) Вассерман пишет - "Теоремам Гёделя нужна арифметика. До недавнего времени считалось: религия с арифметикой несовместима, ибо нарушает, например, закон тождества. Так, в христианстве бог един и в то же время существует в трех лицах." Чтобы доказать совместимость религии с арифметикой, ссылается на концепцию академика Раушенбаха - "внутренняя структура Троицы соответствует общеизвестному математическому объекту – вектору в трехмерной системе координат. В зависимости от выбранной системы может показаться больше одна из проекций вектора: кто поклоняется Отцу, кто общается с Сыном, на кого нисходит Дух Святой. Но во всех проявлениях присутствуют все три координаты/ипостаси. Нет никаких противоречий между математикой и догматом Троицы." Но это подмена понятий - векторная математика не есть арифметика.
Далее Вассерман говорит - " Религия претендует на описание реального мира, а он сплошь арифметичен." И приводит из Библии примеры арифметических действий. Всё верно, но христианская концепция Бога от этого арифметичнее не становится. Теоремам Гёделя нужна арифметика, в которой есть натуральные числа, 0, 1, сложение и умножение. А у христиан
1=Дух+Отец+Сын=3,
Дух*0=Дух, правда 2 дня было так, что Сын*0=0, но даже и тогда было 1=Дух+Отец+Сын*0=3.
В итоге, как минимум, христианская религия под теорему Гёделя не подходит.
2. Утверждение "Квантовая механика доказала: движение достаточно малых частиц принципиально непредсказуемо, причем эта непредсказуемость не связана с воздействиями других частиц, а имеет внутреннюю природу" - спорное. Оно явно опирается на Принцип неопределённости Гейзенберга, который лишь констатирует факт того, человек не располагает инструментами, способными точно определить движение достаточно малых частиц. Ни о какой принципиальной непредсказуемости там речь не идёт.