- Январь 2010 года. Над Комсомольском-на-Амуре проходил испытания " Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" Т-50. До него существовали и другие прототипы пятого поколения, однако в серийное производство они так и не поступили. Имеется в виду истребитель производства "МиГ" "Изделие 1.44" и об экспериментальной СУ-47 "Беркут", обладавший крылом обратной стреловидности. Эти проекты к сожалению стали жертвой кризиса 90х годов. Однако передовые разработки и опыт, были реализованы в будущем Т-50. Уже до 2025 года самолет поступит на вооружение в регулярные части ВВС России.
Первые разговоры о "Перспективном авиационном комплексе" заговорили в 2002 году, в тот момент ОКБ "Сухой" выиграла тендер на изготовление самолетов пятого поколения, первых в России.
Что представляют из себя самолеты пятого поколения? В ВВС множества ведущих стран порядка 20 лет тому назад образовались критерии, на основе которых должна была проводиться модернизация старых, а так же разработка новых истребителей. Несмотря на некоторые схожести в виде "Уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах" или "Сверхзвуковая скорость без применения форсажа", пункты создания 5-го поколения стальных птиц у России и США существенно разнятся.
В первую очередь, различается показатель "сверхманевренности" — качества, что позволяет самолету быть управляемым и устойчивым при критических углах атаки. Также "сверхманевренность" в ответе за еще более совершенную систему наведения бортового оружия, которое может наводиться и вне направления движения. Данный боевой прием именуется "заход в заднюю полусферу противника", это азы воздушных сражений он и берется за основу Русскими проектировщиками.
Однако Американские ученые и военные отдают больший приоритет общей динамике движения самолета и общей незаметности. С развитием технологий а в частности "Стелс" личные качества пилота отошли на второй план, все сошло к механизму — "Нажал кнопку — вывел из строя"
Однако, сейчас многие военные аналитики сходятся во мнении в том что "сверхманевренность" при одинаковых исходных характеристиках системы обнаружения оказывается приоритетнее "невидимости"
В случае с Американским F-22 самоуверенность конструкторов сыграла с ним злую шутку. Бесспорно в начале 90х годов прошедшего столетия действительно США были вне конкуренции в области "Стелс" — технологии и радиолокаторов. Пока авторы проекта загорали на пляжах и почивали на лаврах, технологии, которые были во много основой для успеха "Raptor", начали активно эксплуатироваться и в других странах, в связи с этим, Американец растерял все свои фишки. США так же делали ставку на дальний бой и крутые радары, отбрасывая на второй план маневренность. Сейчас многие страны так же выпускают высококлассные радары и других преимуществ у Американских истребителей нет.
В связи с этим нашумевший спустя 12 лет Т-50 имел кардинально иное поведение в бою.
Т-50 обладает спектром преимуществ, что ставят его существенно выше даже поколений класса 4++ и позволяют выигрывать у F-22 и новоиспеченного F-35
Преимущества Т-50 перед F-22
Ведение много-ракурсного огня по целям при близком контакте и функция много-ракетности в случае боя на дальних дистанциях.
F-22 и F-35 обладают куда намного меньшей маневренностью и в связи с этим испытывают серьезные проблемы с поражением целей, движущихся вне их вектора движения. В случае если противнику удается зайти в заднюю часть Американца это почти на 100% гарантирует верную смерть для него.
— Пилот уведомляется обо всем что происходит с самолетом, наведение на цель, окружающей обстановке и т.д. Достигается это благодаря дисплею собирающему информацию со всех датчик и приборов, необходимых в данный момент времени для пилота. Отвечает за это Специально разработанная Интеллектуально-Интуитивная система Т-50.
В то же время, как минимум дважды за последнее десятилетие F-22 падал по причине перегрузки оповещающими окнами из успевшей уже устареть системы информирования. Они постоянно отвлекали пилота и вводили его в заблуждение.
Т-50 оснащен последней - отечественной разработкой, технологию оптико-локационного обнаружения и новейший радар "ОЛС-50М". Он превосходит все радары что устанавливаются на новые американские F-35, не говоря уже про Raptor.
Ко всему прочему НИИ приборостроения им. В. В. Тихомирова разработало революционную интегрированную радиоэлектронную систему с активными фазированными решетками. Эту технологию нередко зовут решающей, определяя исход потенциального столкновения между этими истребителями. Ведь как легко догадаться, чем раньше удалось засечь цель, тем больше у пилота времени на ее захват и выбор средства противодействия.
Во многом благодаря тому, что все вооружение и боеприпасы убраны в специально отведенную нишу, конструкторам удалось снизить заметность самолета до минимума на радиолокаторах противника. К тому же этому противодействует специальное фюзеляжное радиопоглощающее напыление корпуса.
— Отдельного внимания заслуживает силовая установка, разработанная "НПО Сатурн". Она обладает уникальной плазменной системой зажигания, что позволяет самолету достигать сверхзвуковой скорости без форсажа. Данный двигатель обладает увеличенной относительно предшественников силой тяги что позволяет раскрыть главную фишку Т-50 — маневренность.
— Обе воздушных машины могут без труда нести на себе до 8 ракет классом "Воздух — Земля" и "Воздух — Воздух", однако на Русском самолете они сделаны по новейшей технологии, которая Повышает их помехоустойчивость, поражающую силу и точность. Планируется так же разработка уникального арсенала из 14 ракет для Т-50.
Если затрагивать только сухие ТТХ, то Т-50 обладает немного большими габаритами нежели его Американский визави: его длинна составляет — 19,7 метров, а размах крыльев 14 метров против 18,9 и 13,56 метров соотвественно у F-22. По шкале максимальной скорости небольшое преимущество так же у Русского продукта — 2600 км/ч против 2500 км/ч у Raptor.
Подавляющее большинство военных экспертов и летчиков мира сходятся во мнении, что Т-50 — это идеальный истребитель 5 поколения, отличительной чертой от напичканного электроникой F-22 и F-35 которые отдают больший приоритет дальнему бою, является безумная маневренность данной машины, уникальные в своем роде средства обнаружения и незаметность, которой, говоря откровенно предыдущие самолеты произведенные в России не обладали. Осталось совсем немного подождать, когда F-22 Будет вытеснут с пьедестала лидера новым Русским истребителем.