Вестерны набегают со всех сторон, жанр возрождается, реанимируется, распадается и вновь появляется на экранах. Венеция 2018 года была скрашена аж двумя, в чём-то даже смежными работами Жака Одиара и братьев Коэнов, но если последние с жанром поигрались, пошутили и рассмешили, то Одиар выстроил на забытом пепелище немного более современную империю чувств, однако откармливать этим вестерн явно больше не соберётся.
Фильм для Одиара - первый англоязычный, повествующий об старинной калифорнийской Америке, полной безбашенных выстрелов и сводящей с ума добычи золота. Два брата по фамилии Систерс работают на большого босса Коммодора, который поручает им найти и привести талантливого химика Уорда со своим изобретением. Очевидно, связанным с золотом - оно позволяет влёгкую найти его на дне реки. Помочь в поиске целевого специалиста привлечён детектив Моррис, также работающий на Коммодора и идущий по пятам Уорда.
Казалось бы, всё должно закончится батальной сценой перестрелки на пустынной площади между салунами, однако вестерн принимает человеческую сторону. На удивление, несмотря на изобилие перестрелок и крови, это поразительно мягкий и добросердечный фильм. Ясно, что каждый из героев пройдёт своё испытание жизнью и смертью, это предначертано в данном случае самим временем, но это случится не из-за его целей, скорее, из-за его душевного состояния. Раны каждому из персонажей припасены далеко не пулями, а скорее - условиями жизни. Сама жизнь - здесь главный враг и союзник одновременно. Отсюда и выглядящая бесполезность происходящего, которая ярко подчёркивается финалом - всё ковбойство здесь не необходимость выжить, а баловство, иллюзорный образ духа свободы, подчиняющий человека, у которого в любой момент есть иная, правильная дорога.
Вообще, на послевкусие - это очень крепкий и раскрывшийся оттенок вестерна. Снят он полностью европейским взглядом, кроме Одиара в качестве продюсеров поучаствовали братья Дарденны и Кристиан Мунджиу, отсюда и многоликость героев - здесь нет крайне положительных или отрицательных персонажей. Каждый из них наделён собственными чертами, добрым или буйными, справедливыми или рассудительными, отчего картина предстаёт максимально далёкой от традиционного мужланства и героизма. В ней нет никого, кто бы носил пистолет для стиля и пафоса, а не просто в качестве инструмента для исполнения работы и безопасности. Персонажи картины могут улыбаться и размышлять о вещах, совершенно несовместимых с традиционным понятием такого рода лент, в любой момент они могут рассуждения о проблемах своего детства и взаимоотношениях с родителями, что заставляет зрителя сопоставлять.
И с этой точки зрения, “Братья Систерс” - кино, конечно, грандиозное. Буквально, исторически необходимое, в сводку упоминаний в учебниках. В нём сошлось и тема, и жанр, и отличная режиссура, и запоминающиеся разнообразные актёры. Живой иллюстрированный пример как картина может работать над собой. С другой стороны - фильм не обладает должной мощью. Он очень замкнут и компактен в своей уникальной истории, но неспешен в плане чувствительном и вопросы вызывающем. Лента не пытается добиться никакой истины, позволяя только сопоставлять, а не в действительности переживать. В эмоциональном плане - это пересказанная история о далёком знакомом, снабжённая художественным эстетством. Кажется, можно было задать ритм на уровень трогательнее. Герои остаются близкими, старыми хорошими знакомыми, но по-настоящему им не сочувствуешь.
Основной линией в картине будет развитие отношений между двумя братьями, в котором можно найти и свой нерв, и осознать имманентность родственных связей. Они могут ссориться сколько угодно, соревноваться в остроте, в собственной силе, уходить друг от друга, но в тоже время оставаться необходимыми друг для друга. Их привязанность друг другу будет основным коллектором ленты, куда будут собираться все глупости и нежности. Куда будет вести своего зрителя Одиар - поближе к человеку и его связям со своими сородичами, единству мыслей, открытий и братству по крови.
2.1.2019