Новый исполняющий обязанности Министра обороны США на нескольких совещаниях подряд позволил себе некоторое количество нецензурных выражений. Конкретно непечатными словами он обозначил проблему не какого-нибудь заштатного подразделения Национальной гвардии, а гордости американского военпрома – истребителя пятого поколения F-35.
Если отбросить нецензурные комментарии, министр объявил своим подчиненным, что он в отчаянии. Истребитель, который уже сожрал полтора триллиона долларов из бюджета, но при этом проблемы в его освоении только множатся. Проблемы с авионикой, проблемы с двигателем, проблемы с системами управления вооружениями, проблемы с размещением этих самых вооружений. Большое количество необходимых истребителю свойств принесли в жертву невидимости. Эта самая «невидимость», которая являлась конфеткой для последних четырех президентов, по мнению экспертов, уже сейчас сомнительна, а через пять лет вообще будет никому не нужна. Проще говоря, ПВО и сейчас видят невидимок, а скоро будут видеть еще лучше. А самим невидимкам совершенно необязательно преодолевать ПВО противника – ракеты типа HARM или наших Х-31 и Х-58 последнего поколения делают это достаточно уверенно.
Получается, очередной красивый эксперимент инженеров, концепт за деньги налогоплательщиков, скорее всего, под угрозой краха? При стоимости одного F-35 в районе ста тысяч долларов, чтобы проект окупился, нужно произвести и продать пятнадцать тысяч истребителей. Самый массовый истребитель 4-го поколения, F-16, 4588 штук. Не пятнадцать тысяч. Такой объем производства в мирное время невозможен, то есть коммерческая составляющая проекта F-35 провальна по умолчанию.
Добавьте к этому нелицеприятные комментарии Министра обороны, которые, конечно же, услышали и приняли к сведению потенциальные покупатели истребителя. Понятное дело, что от самолёта уже не откажутся, как никак – престиж государства. И будут их потихонечку собирать малыми сериями, пока история не забудется и инженерам не придёт в голову новая идея на полтора триллиона долларов. Ну а что? Самолёт очень интересный по техническим решениям, красивый, высокотехнологичный. Будет, как советский Т-35, принимать участие в парадах и шоу, внушать гордость и трепет. До первого серьезного конфликта. А там его поредевшие ряды пополнит какой-нибудь старый добрый модифицированный «Суперхорнет».
Вообще, жизнь показывает, что в ключевые моменты истории отдавать проектирование важных составляющих системы вооружений целой страны частным компаниям – это плохая практика.
Для Третьего Рейха, например, это вообще закончилось поражением в войне. Вспомним бесконечные эксперименты немецких инженеров с циммеритом, супертанками, всякими дикими конструкциями орудий. Трата стратегических ресурсов ради неопределенного результата, «на интерес».
Такими вещами должно заниматься государство. Пусть медленней, пусть кондовее – но уж точно то что нужно, без полётов фантазии и лишних расходов. Потому что частные компании и государство при производстве вооружений имеют разные цели. Государство – получить крутую вундервафлю, а частник – заработать на заказе. Потому «Локхид-Мартин», производитель F-35, и выдал в конечном результате изделие, пока еще сомнительное в плане военном, но уже очень и очень дорогое.
Тут можно сказать – пусть разработка самолёта и неудачная, но она дала ценный опыт, новые технологии, задел на будущее. Это так. Но сколько еще в наше время секретные данные и технологии будут оставаться секретными? И какой смысл частной компании развивать этот проект, если можно предложить новый и на нем заработать еще пару триллионов? Война войной, а обед по распорядку.