Легенды о царской охоте, её ритуалах и традициях до сих пор будоражат воображения романтиков как в России, так и за рубежом. Не меньший интерес вызывает и все, что связано с зодчими рода Бенуа и их великими творениями.
Для того, чтобы заглянуть в историю одного из любимых занятий Российских монархов или найти сразу три, совсем не похожих между собой, творения Николая Леонтьевича Бенуа, а еще узнать об истоках лесного дела в России достаточно посетить Тосненский район Ленинградской области.
Как связаны царская охота, Бенуа и история российской лесной науки?
Обо всем этом мы расскажем по порядку!
Неподалеку от города Тосно расположен поселок Лисино-Корпус.
Впервые о населенном пункте в тех местах упоминают в Дозорной книге Водской пятины в начале XVII века, именуя его «сельцо Лисино». Согласно устоявшейся версии такое название он получил из-за лис, обитавших в его окрестностях в огромном количестве. Вторая часть топонима официально закрепилась за поселком только в 40-х годах прошлого века. Однако, к тому моменту эти места уже давно называли «Лисинский Корпус» из-за разместившегося на его территории учебного заведения лесничих.
Первое образовательное лесное хозяйство возникло именно в Лисино, хотя первостепенное значение лесного дела для России осознал еще Петр I, который постановил: «Вырубая, лес сажать надобно, и делать это умеючи». В начале XVIII века по велению императора впервые была организована структура управления лесами, утверждены правила лесопользования и объявлена необходимость лесопосадок. Понимая важность профессионализма в любом деле, император пригласил в Россию из Европы «лесных знателей».
Время шло и у великих начинаний в лесной сфере нашлись достойные продолжатели. Лесное дело в России развивалось.
В 1834 году министр финансов Егор Францевич Канкрин предлагает создать первое в истории страны образовательное и научное лесное хозяйство. Министр понимал: Россия — страна лесная и ее экономическое благосостояние во многом зависит от того, насколько профессионально будет организовано лесное хозяйство. Была создана экспедиция с целью определения места под устройство учебного лесничества. Таковым стала территории Лисинской лесной казенной дачи площадью в 28 502 га.
7 декабря 1834 года было утверждено «Положения об учреждении Лисинского учебного лесничества». Так впервые в России была создана научно-практическая база подготовки специалистов. Студенты Императорского лесного института после 4-х лет обучения в Петербурге смогли приезжать Лисино, чтобы применить полученные знания на практике.
Так же было открыто первое среднее лесное учебное заведение — Егерское училище «для подготовки людей, сведущих по лесному делу».
1 августа 1836 года Лисинское учебное лесничество было открыто.
Изначально постройки комплекса были деревянными. Но в 1852 году в Лисино был командирован архитектор Николай Бенуа. Перед ним стояла задача — создать проект учебного корпуса для практикантов лесного института. И сегодня мы можем видеть строгий фасад этого здания, построенного в 1855 году. Изначально оно было рассчитано на 40 студентов Лесного института, которые в нем не только учились, но и проживали.
Тех, кто мог восхищаться построенными по проектам Николая Леонтьевича заданиями почты и вокзала в Петергофе, Костёлом Посещения Пресвятой Девы Марии и другими его шедеврами в Петербурге, возможно удивит простота строения корпуса несвойственная стилю великого Бенуа. Однако еще более необыкновенным является тот факт, что это здание — одно из трех, совершенно не похожих между собой, составляющих архитектурного ансамбля, каждая из которых прекрасно вписано в ландшафт. Все вместе они создают неповторимую атмосферу Лисино-Корпуса работа над ансамблем которого заняла у Бенуа 10 лет.
Вторым элементом является Церковь во имя Честных Древ Святого и Животворящего Креста. Даже в этом названии мы ощущаем напоминание о лесе, изучению которого посвящали себя многие прихожане храма. Если здание учебного корпуса отличается крайней строгостью, то храм, выполненный в русско-византийском стиле с элементами тосканской архитектуры, удивляет своей легкостью и изяществом. Этот шедевр, окруженный величественными деревьями, до сих пор впечатляет. Церковь отреставрирована и является действующей.
Последним элементом ансамбля является дом для приезда высоких гостей, построенный в осушенной крутой излучине реки Лустовки.
Какие высокие гости ожидались в этих местах?
С самого начала существования учебного лесничества в лесах на его территории шли работы и по охотоустройству. Были введены ограничения рубок в местах лежки медведя, осушены подходы к глухариным токам, проводилась подкормка зверя и птицы. Учитывая специфику лесничества это понятно: знание о правильном ведении лесного хозяйства предполагает навык ведения охотничьего хозяйства. Дисциплина «егерское искусство» была обязательной как для слушателей Егерского училища, так и для практикантов Лесного института.
В 1846 году утверждается «Положение об устройстве охоты в Лисинском учебном лесничестве», согласно которому его территория официально определяется под охотничьи угодья Императорского двора. С этого момента история Лисино становится историей легендарной царской охоты. В его окрестностях обустраивается зверинец, ремиз для содержания фазанов и белых куропаток., по лучшему европейскому образцу.
Текст «Положений» регламентировал все вопросы по организации угодий и производству охот, а также правила обучения егерскому искусству.
Охоты всегда проводились с разрешения директора Лисинского лесничества. На отстрел любой дичи выдавались специальные номерные ярлыки, номер которого фиксировался в специальных учетных журналах. Охоты для высоких гостей готовились всегда заранее и тщательно. Гончие собаки использовались крайне редко, только при особой потребности. При подготовке выезда на охоты определялся и перечень зверей, ограниченных к отстрелу, либо запрещенных (например, медведь-овсянник).
Именитые гости бывают в Лисино задолго до постройки Охотничьего дворца, однако останавливаться им приходится в деревянном доме обер-егеря Отто Кригера.
Заканчивая работу над строительством учебного корпуса, Николай Леонтьевич получил заказ на постройку Охотничьего дворца.
Первоначальный проект Бенуа 1853 года предполагал небольшой дом, окруженный цветниками, которые ограничивала широкая круговая дорога. Для устройства въездного пандуса берег реки был укреплен полуциркульным кирпичным барьером. Фасад сооружения был украшен мозаикой и лепниной.
В 1857 году строительство было закончено и гости вместе с императором и прибыли в Лисино. При размещении выяснилось, что в покоях нового здания недостаточно места для всей августейшей компании.
Николай Леонтьевич получает дополнительное задание — увеличить объем помещений. Тогда зодчий органично соединил дополнительную часть здания с существующей при помощи перехода — галереи с высокими арочными окнами. Пристроенная часть здания была украшена небольшим портиком, в котором окно разделялось колонной. Глухую стену бокового фасада облегчает треугольный эркер. Здание — асимметрично. А выступающие края крыши, изящные деревянные кронштейны – превосходно дополняют найденное композиционное решение.
Интерьеры Лисинского дворца были лишены вычурности. Прежде всего, он задумывался, как приют охотников, пусть и монарших, поэтому стены залов украшали охотничьи трофеи и картины, изображающие сцены охоты.
Из всех его владельцев дворец был наиболее любим Александром II. Охота была одним из главных увлечений этого императора. Он посещал Лисинские угодья каждую зиму с 1838 по 1880 годы. Здесь император полностью отдавался охоте.
Все участники подготовки охот щедро вознаграждались, а потому в них старались принимать участие даже местные крестьянки, криками вспугивавшие зверя. Если на охоте зверь ранил кого-нибудь из егерей или помощников — пострадавшего определяли на лечение к придворному лекарю, а после выздоровления, его ждало щедрое вознаграждение — часы, перстень с бриллиантом, шуба из куниц. Если от дорогого подарка отказывались, его стоимость выплачивалась из казны деньгами.
В 1858 году Государь Император Александр II изъявил желание доставить зубров в угодья Лисинского учебного лесничества, что и было исполнено — в Лисинском зверинце появилось два зубра. Об истории охот на зубров в Лисинских угодьях сведений немного, но и сегодня, осматривая экспонаты Лисинского музея можно увидеть гигантское, великолепно сохранившееся чучело зубра, отстрелянного на охоте в Лисино в 1904 году.
Александр II был самым любящим владельцем дворца, однако бывал в Лисино и Александр III, а при Николае II его часто посещали Великие князья. На охоту в Лисинские угодья выезжала и светская публика, например, заядлый охотник Алексей Константинович Толстой. А поэт Николай Алексеевич Некрасов был дружен с местным егерем и однажды напросился принять участие в охоте с Императорской особой.
Сегодня в Охотничьем дворце немногое напоминает о былых славных временах. Его убранство утрачено. От интерьеров ничего не осталось — виной тому стало множество ремонтов, которые должны были превратить здание в функциональное общежитие, в качестве которого оно до сих пор и используется.
Однако, несмотря на не самые приятные метаморфозы, произошедшие с одним из осколков прекрасной эпохи, ехать в Лисино стоит! Стоит для того, чтобы увидеть прекрасные малоизвестные творенья Бенуа, в обрамлении многовековых деревьев. Чтобы восхититься трудом людей, которые вот уже 185 лет работают над сохранение, восстановление лесов, продолжают традицию изучения лесного дела, поддерживают работу уникальной российской лесной лабораторией.
И, конечно, ни где, так не ощущается дух русских царских охот, как в Лисино.
Всем, кто отправится в путь, позволим себе дать небольшой совет.
В Лисино неоднократно бывал придворный художник Михай Зичи, который с чувством юмора и тактом выполнил серию картин и рисунков, изображающие сцены охот. Познакомиться с ними стоит перед визитом в Лисино. Эти тонкие и изящные, работы позволяют увидеть в сюжетах сцены сбора на охоту, событий, происходящих в лесу во время охоты, фрагменты интерьера Лисинского охотничьего дворца и помочь воображению довершить работу по воссозданию атмосферы былого. Понадобится немного усилий и мы увидим дворец таким, каким видели его императоры и их высокие гости, включая представителей Английского королевского двора и легендарного «Железного» канцлера Германии — Отто фон Бисмарка. Мы увидим в нем приметы «северного модерна», которого на момент возведения дворца еще не существовало. И услышим звуки царской охоты.