Ссозданием новой Церкви у прихожан УПЦ, УПЦ КП или УАПЦ возникает много вопросов. К какой Церкви теперь будут принадлежать их приходы? Что делать, если обряд венчания или крещения совершался в УПЦ КП или УАПЦ?
1. Как будет создаваться новая Церковь?
Во главе ПЦУ находится митрополит Киевского Епифаний, который управляет ПЦУ с помощью священного Синода (в него вошли иерархи бывших УПЦ КП и УАПЦ).
«ПЦУ должна будет провести Синод, где будут рассматривать устав и проводить дележ должностей. Эти процессы займут у новой структуры минимум весь январь и часть февраля», — рассказывает кандидат политических наук Алексей Якубин.
По мнению религиоведа Алексея Смирнова, большинство должностей в митрополиях получат иерархи от УПЦ КП.
«Скорее всего, митрополитам УАПЦ достанутся викарные должности (т. е. своей кафедры у таких священников не будет)», — отмечает Смирнов.
Это предположение отчасти подтверждает информация от священников УАПЦ на местах.
«У нас пока неразбериха, ряд иерархов недовольны теми предложениями, которые сделали у Филарета. Он сейчас де-факто руководит назначениями», — сказал представитель УАПЦ.
По предположению ряда источников в церковной среде, процесс может растянуться во времени — слишком много интересов придется учитывать.
«Все дело в том, что УПЦ КП и УАПЦ были максимально активными, по сути, в одних и тех же регионах — в Западной и Центральной Украине. Теперь придется полностью пересматривать структуру», — отметил иерарх бывшей УАПЦ.
2. Что случится с приходскими священниками?
Приходы, которые принадлежали к УПЦ КП и УАПЦ, включены в новую церковь «автоматом». Большинство из священников останутся на своих местах и лишь отдельные личности могут потерять свои приходы из-за нелицеприятного отношения нового церковного начальства.
Главной интригой станет процесс перехода в ПЦУ приходов УПЦ Московского патриархата.
Согласно принятому Верховной Радой закону о единой украинской Церкви, прописывается смена юрисдикции церковных общин. И это открывает широкое поле для манипуляции.
В Черновицкой области зафиксирован факт подвоза жителей соседних сел, которые голосуют за изменение подчиненности общины УПЦ, а это выдается за сборы религиозной общины.
3. Будут ли заставлять переходить в ПЦУ силой?
Процедура перехода приходов существует и сегодня. Ею уже воспользовались около 40 приходов по всей Украине (если учесть, что у УПЦ их более 12,5 тыс., цифра мизерная).
По словам начальника управления по делам национальностей, религий и финансово-плановой работы Львовской ОГА Леси Корнат,процедура перехода выглядит следующим образом: религиозная община населенного пункта (приход) проводит собрание, принимая решение о переходе в иную Церковь.
Результат собрания заносится в протокол, в котором четко прописывается изменение юрисдикционной принадлежности.
«Затем нужно обратиться к епископу, под которым они (приход) хотят быть, согласовывают с ним кандидатуру священника, который будет руководить общиной. Далее с этим пакетом документов — уставом — они идут к нам в управление, и мы регистрируем», — заключила Корнат.
Эта процедура касается приходов, которые сами являются «хозяевами» храмов. В случае если священники УПЦ служат в храмах, принадлежащих государству, процедура может быть иной.
«Речь о храмах-памятниках национального значения или просто исторических зданиях, которыми владеет государство и где заключены договоры с религиозными общинами. Но этот процесс будет длительным, ведь местным общинам дали на перерегистрацию девять месяцев, — отметил религиовед Алексей Смирнов. — Сейчас же власти нужно будет срочно создать видимость массовости переходов приходов».
4. Что станет с лаврами?
В новой структуре заинтересованы в переходе двух из трех лавр — Киево-Печерской и Почаевской. Обе они были переданы УПЦ властью в долгосрочную аренду.
И за пару дней до Нового года в администрации президента Украины дали указание руководству музеев (именно они следят за охраной памятников культуры, которыми как раз являются лавры) подготовить иски в админсуды по прекращению аренды общинами УПЦ.
«Создали, буквально, отправную точку для рейдерского захвата Почаевской лавры — просто залезли в Реестр права аренды и изменили там информацию о праве пользования, так, как будто и не было никакой аренды», — пояснила политолог Елена Дьяченко.
Общины и монашеская братия, разумеется, планируют оспаривать такие решения в судах.
«Но надежды на то, что в украинской судебной системе после реформы правосудия можно будет добиться правды, мизерны — скорее, больший эффект сможет принести подача иска в ЕСПЧ», — полагает Дьяченко.
Третья лавра - Святогорская - находится в Донецкой епархии и интереса для ПЦУ практически не представляет.
5. Действительны ли обряды?
Каждая из сторон дает на этот вопрос разные ответы: в ПЦУ утверждают, что УПЦ является частью единой поместной православной церкви, осуществленные там таинства и обряды действительны.
«Все богослужения, молитвы, таинства, обряды, чины и пр. являются действительными в Русской церкви так же, как и во всей православной церкви. Ибо Русская церковь — это часть единой святой соборной апостольской церкви», — заявил архиепископ Черниговский и Нежинский УПЦ Евстратий Зоря.
Позиции УПЦ по этому поводу резко отличаются. Еще в середине декабря замглавы ОВСЦ УПЦ протоирей Николай Данилевич заявил, что прихожане ПЦУ по-прежнему остаются для УПЦ в расколе.
«Из двух раскольнических течений (УАПЦ и УПЦ КП) создали теперь одно — ПЦУ. И больше ничего не изменилось. Таким образом, раскольники остались раскольниками, а Церковь осталась Церковью», — написал Данилевич в своем «Фейсбуке».
Выходит, что обряды вроде венчания и крещения не признает ни УПЦ, ни РПЦ.
Подписывайтесь на наш Яндекс DZEN-канал или следите за новостями на сайте «ИНФОРМЕР». Мы в социальных сетях:
ВКОНТАКТЕ | FACEBOOK | TWITTER | ОДНОКЛАССНИКИ