Сбербанк и ВТБ могут «забрать» за долги Utair под проект создания авиакомпании для региональных перевозок.
Осенью минувшего года стало известно, что две крупнейшие государственные финансовые организации – Сбербанк и ВТБ, в рамках выполнения поручения правительства, будут создавать региональную авиакомпанию. Поручение было дано еще в начале 2018 года.
На тот момент не раскрывалось, какова будет доля обоих банков, и кто еще может стать акционером новой компании. Вместе с тем источники в правительственных кругах утверждали, что пассажиропоток новой авиакомпании планируется на уровне 6–10 млн человек в год.
Отметим, что это, безусловно, масштабный проект. Ведь в России сейчас только два игрока возят более 10 млн пассажиров – группа «Аэрофлот» и S7 Group – 50,1 млн и 14,3 млн человек соответственно по итогам 2017 года.
► Сбербанк и ВТБ создают авиакомпанию
По словам представителя ВТБ, в настоящий момент модель еще прорабатывается, финансовые организации рассматривают различные варианты.
Вместе с тем вариант «забрать» Utair возник потому, что у компании большие долги, с которыми ей сложно расплатиться и, прежде всего, перед Сбербанком. При этом Минтранс на одном из недавних совещаний по долгам Utair заявил, что есть указание президента России Владимира Путина не банкротить авиакомпании.
Об авиакомпании Utair
Utair – четвертая по величине авиакомпания в России после группы «Аэрофлот», S7 и «Уральских авиалиний», в 2018 году перевезла 7,9 млн пассажиров.
Крупнейшие акционеры – созданная структурами «Сургутнефтегаза» компания «АК-инвест» (50,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (38,8%) и Тюменская область (8,4%).
Авиакомпания начала процедуру реструктуризации долговых обязательств в связи с ростом цен на топливо и изменениями валютного курса. Размер долга не уточняется.
По словам источника газеты «Ведомости», банки рассматривают вариант конвертации долга Utair перед Сбербанком в акции. Кстати, именно на «Сбер» приходится свыше половины всего банковского долга авиакомпании.
Банкиры сомневаются, что Utair сможет расплатиться по своим обязательствам. Так, 20 декабря 2018 года авиакомпания допустила дефолт, не перечислив кредиторам около 1 млрд руб. по одному из синдицированных кредитов. Перевозчик также попросил синдикат, в который входит Сбербанк, о реструктуризации кредитов.
Однако допустим и другой вариант – использовать Utair в проекте, заключив соглашение о перевозках без получения доли в авиакомпании.
«Сбербанк и ВТБ предпочли бы партнерские отношения с будущим региональным перевозчиком – разработку модели бизнеса, кредитование, лизинг, но если понадобится и будет указание сверху, то станут и акционерами», – добавил один из собеседников.