Приветствую вас, дорогие друзья!
В связи с переездом на ПМЖ в европейскую часть нашей страны решила поделиться впечатлениями автопробега с острова Сахалин на полуостров Крым. Может быть кому пригодиться либо будет возможность что-то знать и кому-то что-то объяснить при необходимости. Готовясь к десятитысячнокилометровому автоперегону, пришлось просмотреть в мировой «паутине» много статей на тему поездок на автомобиле по России с территории Дальнего Востока, но почему-то нигде не было подробной информации о том, что, где и как… Статьи либо о достопримечательностях или себе любимом, либо о чем-то необходимом, но совсем-совсем вкратце.
Поэтому вот решилась опубликовать историю своей поездки с Дальнего Востока в Крым. На основании своих путевых заметок. Сразу акцентирую внимание: фотографий и описаний достопримечательностей – ограниченное количество, в связи с тем, что на семейном совете был оговорен график движения без заездов в населенные пункты и без частых остановок, а также по причине непредвиденного выхода из строя планшета с теперь уже потерянными навсегда фотографиями… Таким образом, получилась чисто информационная статья и для водителей, и для любопытных, с небольшими фотовставками…
День 1. Начало
Поездка наша зачиналась в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области. В связи с запланированным переездом на ПМЖ в теплые края в семейном кругу было решено забрать с собой автомобиль, ну и, следовательно, отправить вещи сборным багажом, а самим отправиться путем «автоперегона» на новое место жительства, чтобы не платить уж очень большие деньги за контейнерные перевозки. На материк с острова есть только два пути: на самолете либо на пароме по маршруту Холмск-Ванино через Татарский пролив (а дальше уже как вам заблагорассудится). И авиа-, и морские перевозки (с учетом наличия только 20-40-фут. контейнеров) – удовольствие не из дешевых.
Все мероприятия, связанные с переездом, был закончены до наступления осени, то есть в путь мы отправились в июле – что было очень комфортно. Места на пароме мы забронировали заранее, т.к. паромов всего два и количество мест ограничено. Выезд из Южно-Сахалинска у нас был вечером 2 июля 2018 года (в ночь) в портовый город Холмск для дальнейшей посадки–погрузки и отправления на пароме в порт Ванино. По времени погрузка должна была осуществляться примерно в полночь, но из-за тумана в Татарском проливе паром прибыл в порт Холмск только утром 3 июля. Всю ночь мы с такими же несчастными коллегами и компанией дальнобойщиков просидели-проспали в машинах на территории погрузки в порту Холмска. Как сказали дальнобойщики: «Ребята, вам еще очень повезло!!!» Бывает, что «живут» здесь по 2-6, а то и более дней, ожидая погрузку на паром, тем более если, не дай Бог, циклон какой-нибудь… Стоимость одного пассажиро-места на пароме составляет: 759 руб. сидячее место и 1337-1703 руб. в каюте в зависимости от количества койко-мест; автоместо – от 2456,76 руб. за погонный метр. Плюс разные таксы и сборы. За два человека и автомобиль у нас вышла сумма 24 с копейками тысячи рублей…в один конец. Но, не смотря на такие расценки, "материковцы" и сахалинцы на пароме постоянно ездят туда-сюда: либо к родственникам, либо на отдых – в каких-то ситуациях получается дешевле, чем на самолете, но и есть возможность поездить на личном автотранспорте, не беря его в аренду и не бывая зависимым от кого-то… Кроме того, в соответствии с законодательством «о северах», один раз в два года дорога отпуск и обратно оплачивается. (Для сведения: стоимость паромной переправы для фур от 200000 руб. и выше - отсюда и высокие цены на товары для сахалинцев).
Погрузка на паром осуществляется более 3 часов с момента его прибытия. После небыстрой разгрузки начинается такая же небыстрая погрузка: при нас на паром было загружено 18 железнодорожных вагонов, 17 фур и более 40 легковых автомобилей. Наконец-то всё закончилось, и мы отправились в путь.
Существующие паромы, можно сказать, «советского производства». В связи с поломкой часть паромов списана либо направлена в ремонт, поэтому и сокращено число мест для физических лиц и увеличено количество мест под ж/д-вагоны и автотранспорт, чтобы разгрузить порты Холмск и Ванино в обоих направлениях. Каюты находятся на нижней палубе, в связи с чем качки, как таковой, практически нет, но это если нет шторма! Состояние кают оставляет желать лучшего – но 17 часов пути (это оптимальный вариант) можно просто тупо проспать – кровати довольно удобные. На пароме есть кафе, поттеры с горячей водой, туалет, даже есть душевые, а также есть возможность выхода на открытую палубу, чтобы перекурить и полюбоваться дельфинами и касатками.
Из-за сдвинутого времени отправки парома из порта Холмск мы очень удобно пришли в порт Ванино – в 4 утра, то есть не надо было озадачиваться ночевкой, а сразу можно отправляться в дорогу, что мы и наши «коллеги» с парома и сделали.
Сразу поясню – поездка у нас была «в две руки» – мы с мужем менялись местами: он полдня за рулем, я полдня, поэтому и график движения был составлен, исходя из возможности подмены водителя. В среднем, мы в сутки делали где-то в районе 800 с копейками километров по Дальнему Востоку и Сибири, дальше – могли и 1000 км, в зависимости от состояния дорог и мест ночевок. Навигатор очень помогал, когда задавали маршрут – сразу было видно, сколько километров тебе надо проехать до определенной точки, и на основании этого планировали общее суточное расстояние. Расход топлива у нас – 11 /100.
Итак, порт Ванино. Единственный путь отсюда в сторону Хабаровска – это автомобильная дорога Ванино-Лидога, расстояние – 327 км. Сейчас этот путь можно назвать «автомобильной дорогой». В 90-е годы прошлого века, когда народ занимался покупкой и перегоном леворульных машин до Москвы и обратно, а также из Владивостока на Сахалин и обратно – это было что-то страшное и непроезжее… Строительство дороги на основании лесовозных дорог было начато где-то в 1994 году и, можно сказать, продолжается до сих пор. Состояние трассы Ванино-Лидога удовлетворительное: где-то участки дороги находятся в ямочном или капитальном ремонте, часть пути приходилось проходить на пониженной скорости из-за глубоких ям-«ловушек», расположенных по обеим полосам движения и не дающим расслабиться, часть состоит из старого, но еще крепкого асфальта, по которому едешь и вспоминаешь про Советский Союз…хотя асфальта здесь в то время еще не было. Также есть участки трассы с очень хорошим новым асфальтом, разметкой и благоустройством – по таким участкам ехать одно сплошное удовольствие, как по автобану!
Главное – при выезде из Ванино, особенно в темное время суток – не пропустить поворот на Лидогу на Т-образном перекрестке у автозаправки, иначе можно уехать в сторону Советской Гавани, а не в Лидогу. Многие проскакивают )))
Вдоль трассы нет населенных пунктов, нет автозаправок, в связи с этим необходимо либо иметь запас топлива с собой, либо заправиться в Ванино, исходя из расчета потребности, чтобы доехать до Лидоги. Проблемы с сотовой связью. Но можно встретить оборудованное придорожное кафе-столовую "Автостоп", где можно перекусить и отдохнуть - находится примерно на середине пути (160-161 км), координаты: широта 49018’ 18.891” N, долгота 138031’48.16” E.
Лето на Дальнем Востоке – это время слепней. Во время остановок и машина, и ты, вышедший из машины, полностью становитесь облепленными этими насекомыми… Стараешься сделать по-быстрому все дела и бегом обратно в машину, и дёру))) Ну, а уже находясь в машине, едешь и спокойно любуешься, насколько это возможно, пейзажами, которыми не смог полюбоваться во время остановок. Середина трассы Ванино-Лидога проходит через Анюйский национальный парк. Очень понравилась красивая и мощная река, периодически сопровождающая нас вдоль трассы и пересекающая ее много раз, это река Гобилли. Говорят, в ней водится много хариуса.. Мы пожалели, что не кинули в машину пару удочек!!!!
В Лидоге заправились на АЗС ННК (92-й бензин был в то время 41,30 руб. за литр), отобедали в кафе «Раздольное» и двинулись дальше в путь до города Хабаровска. По советам местных, самое лучшее топливо было именно на заправках ННК (это не реклама, каждый заправлялся, где хотел). Мы просто последовали этому совету, решили попробовать и в дальнейшем, насколько это было возможно, заправлялись именно на ННК – топлива хватало на более длительный путь и двигатель работал чисто.
Совет тем, кто отправится в автопутешествие: обязательно установите в машине рацию (15 канал, частота 27,135 МГц, частотные сетки C, D или E в зависимости от марки мобильной радиостанции) – переговоры самих дальнобойщиков, а также ответы на ваши вопросы позволят сориентироваться по движению на трассе (пробки, АЗС, объезды), по местам питания и ночевкам, да и вообще просто поболтать и узнать много интересного о географии жизни и работы водителей-дальнобойщиков. Замечено и проверено – там, где нет фур – лучше не кушать и не ночевать ))))
Первая помощь «дальнобоя» была оказана в Хабаровске – они нас вывели до моста через р. Амур по объездной, чтобы не ехать через сам город, что сократило наш путь и по километражу, и по времени, тем более что в это время в городе велись ремонтные работы на дорогах и были большие пробки. Расстояние от Ванино до Хабаровска – 526 км (трасса Р454). В Хабаровске мы вышли на трассу Р297 «Амур» и двинулись дальше через Еврейскую АО. Первая ночевка у нас была в придорожном комплексе «У Коляна», который нам в красках описали дальнобойщики. И мы не пожалели, что остановились здесь – номера, питание, цены – всё было просто замечательно. Поэтому советуем всем тем, кто будет проезжать в тех краях – доехать и остановиться в данном комплексе (192-193 км а/д Хабаровск-Чита). Расположен слева от дороги в сторону Читы.
А вот такое еще кафе встретилось за Хабаровском - сидишь, ожидая свой заказ, и изучаешь географию по оставленным денежным купюрам )))
Всего от Ванино до первой ночевки за Хабаровском мы в первые сутки пути прошли 932 км.
У читателя возникнет вопрос – почему мы не проходили больше километров в сутки, хотя могли это сделать. Поясню – мы старались остановится на ночевку засветло, т.к. в более позднее время в летний период времени все придорожные мотели просто были заняты. В связи с этим, за километражем не гнались, просто останавливались на отдых, если видели придорожные комплексы, и там были места со всеми удобствами и с доступными ценами.
Поездка с Дальнего Востока в сторону европейской части материка очень удобна по времени – мы едем по времени "назад", через уменьшение часовых поясов, поэтому светового дня много и акклиматизация по времени проходит безболезненно. В обратную сторону сложнее – быстрее темнеет, времени как бы «не хватает» на сутки, устаешь тоже быстрее.
Продолжение следует...
Спасибо за прочтение! Буду благодарна за лайки и подписку на канал.