Найти в Дзене
Обо всём

ИСУ-152 «Зверобой»

ИСУ-152 (Объект 241) — советская тяжёлая самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной Войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ - 152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины. В истории советского оружия, которым вершилась победа над нацистами, нередко встречались экземпляры, внушающие врагу настоящий ужас. За способность вскрывать корпуса и броню танков советскую СУ-152 окрестили «Зверобой» Наряду с основными танками для истребления бронетехники противника привлекались уникальные по меркам того времени самоходные артиллерийские установки СУ-152. Главным предназначением СУ-152 было уничтожение противника с хорошо укрепленных, заранее подготовленных позиций.  Первая ласточка называлась СУ-152. Ласточка весила 45,5 тонны и была сделана на шасси танка КВ-1с. Ласто
ИСУ-152 (Объект 241) — советская тяжёлая самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной Войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ - 152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.

В истории советского оружия, которым вершилась победа над нацистами, нередко встречались экземпляры, внушающие врагу настоящий ужас. За способность вскрывать корпуса и броню танков советскую СУ-152 окрестили «Зверобой»

Наряду с основными танками для истребления бронетехники противника привлекались уникальные по меркам того времени самоходные артиллерийские установки СУ-152. Главным предназначением СУ-152 было уничтожение противника с хорошо укрепленных, заранее подготовленных позиций. 

Первая ласточка называлась СУ-152. Ласточка весила 45,5 тонны и была сделана на шасси танка КВ-1с. Ласточка успешно шатала башни «Тиграм» и «Пантерам» на Курской дуге, и, если бы не откровенно слабое шасси КВ, наверное, выпускали бы и дальше.

Но разведка доложила о разработках у немцев новых тяжелых танков (что соответствовало действительности) и было принято решение в совершенно советском духе. Выше, дальше, сильнее.
ИСУ-152 – это как раз то самое. База от ИСа, от него же и буква «И» в названии. Из-за меньшей ширины танка ИС по сравнению с КВ пришлось уменьшить наклон бортовых листов с 250 до 150 к вертикали, а наклон кормового листа ликвидировать совсем.

На этом снимке отчетливо видна толщина брони
На этом снимке отчетливо видна толщина брони

Огромным достоинством ИСУ-152 по сравнению с CУ-152 стала установка принудительной вытяжной вентиляции. При открывании затвора после выстрела густой пороховой дым, похожий по консистенции на сметану, медленно растекался по полу боевого отделения. Члены экипажа СУ-152 нередко во время боя порой теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов после израсходования половины боекомплекта.

В отличие от полевой гаубицы, на ИСУ-152 были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и дополнительная тяга к спусковому механизму, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы были вынесены вперед для естественного уравновешивания. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3 800 м, наибольшая – 6 200 м. Скорострельность — 2-3 выстрела в минуту. Боекомплект состоял из 21 выстрела раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-540, осколочно-фугасными пушечными и стальными гаубичными гранатами ОФ-540 и ОФ-530, осколочными гаубичными гранатами из сталистого чугуна 0-530А.

Боекомплект ИСУ-152
Боекомплект ИСУ-152

С моей точки зрения, самый несчастный человек в экипаже — механик-водитель. Это план на его место

-4
Место механика-водителя
Место механика-водителя

Несмотря на конструктивные особенности и некоторые недостатки в подвижности, СУ-152 напрочь выбивал всех существующих конкурентов из седла. Если изучить документацию на СУ-152, становится понятно, под какие задачи создавался челябинский гусеничный монстр. Взять хотя бы боекомплект. 20 снарядов массой под 50 килограммов каждый позволяли пробивать 123-мм брони  любого танка с расстояния в километр. Есть сведения, что немецкие танки «Тигр» во время сражений на Курском направлении несколько раз «лишались головы» - 50-килограммовый снаряд срывал башню танка с корпуса. Не менее впечатляюще выглядят и другие снимки попаданий 152-мм боеприпасов по другим немецким танкам. Проломленные бронекорпуса, «свернутые» попаданием огромного снаряда башни и вырванные, словно после укуса огромной, свирепой собаки, куски железа - это то, с чем немецкие танкисты сталкивались после начала стрельбы СУ-152.

Оторванная башня немецкого танка,после выстрела ИСУ 152
Оторванная башня немецкого танка,после выстрела ИСУ 152

Помимо серьезных проблем для немецкой бронетехники, 152-мм артиллерийские самоходки сослужили отличную службу продвигающимся по городским улицам пехотинцам. В мемуарах свидетелей тех событий и документах можно найти впечатления от зачистки зданий 152-мм ОФС. Если рассуждать практически, то пулеметный расчет, засевший где-нибудь в здании, огромный фугас «выносил» вместе с двумя этажами и лестничным пролетом. Хорошее бронирование, благодаря которому экипаж мог вывести САУ на дистанцию выстрела прямой наводкой, позволяло практически полностью исключить риск повреждения или уничтожения машины. За разрушительные способности у 152-мм самоходных артиллерийские установки собственным прозвищем наделили и немцы.

-7

ИСУ-152 в целом удачно сочетала в себе три главных боевых роли: тяжёлое штурмовое орудие, истребитель танков и самоходную гаубицу.

Помимо ВОВ, ИСУ-152 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956года, где они ещё раз подтвердили свою огромную разрушительную мощь.