После завершения Холодной войны и развала Советского Союза, многие страны НАТО приступили к поэтапному урезанию военных бюджетов и значительному сокращению численности своих вооруженных сил - ведь считалось, что главная угроза устранена, Россия уже никогда не станет сильной и агрессивной, и выделение прежнего количества денег на закупку современных вооружений более не требуется. По большей части это коснулось армий европейских государств, особенно таких как Германия, Франция и Англия, но не обошло и основную ударную силу Альянса - Армию США, причем, в первую очередь, затронуло наиболее дорогостоящие «игрушки», такие как стратегическая авиация. Так изначально предполагалось закупить не менее 132 новейших и совершеннейших на тот момент стратегических бомбардировщиков B-2 Spirit, однако, в конечном итоге, общий заказ составил всего 20 машин. Глобальных войн мирового масштаба в ближайшей перспективе не намечалось, а для всевозможных локальных конфликтов типа войн в Персидском заливе, Судане, Югославии, Афганистане, Ливии и тому подобного «усмирения диких туземцев», с перехлестом хватало того, что уже имелось в наличии. Строить самолеты по два с лишним миллиарда долларов за единицу для того, чтобы потом сбрасывать обычные кассетные бомбы на головы каких-нибудь бедуинов верхом на верблюдах, показалось излишним даже такой мощной и сверхбогатой стране как Соединенные Штаты.
Однако ничто не вечно под Луною… время шло и мир в очередной раз начал меняться.
Постепенно становящаяся все более и более независимой внешняя политика РФ, увеличение ее оборонного бюджета, перевооружение армии и флота, Мюнхенская речь Путина, «пятидневная война» с Грузией, ну и, разумеется, присоединение Крыма как апофеоз всего вышеперечисленного напомнили о том, что Россию хоронили уже далеко не единожды и всякий раз она умудрялась потом, словно феникс, возродиться из пепла. Кроме того, начал поднимать голову Китай, стремительно превращаясь из «фабрики мирового ширпотреба» в новую грозную сверхдержаву, способную поколебать сами основы сложившегося за последние десятилетия миропорядка - как пророчествовал Наполеон Бонапарт: «когда Китай пробудится, мир содрогнется».
В новых условиях особо рассуждать об экономичности военных бюджетов уже не приходилось.
Впервые разговоры о создании нового самолета начались еще в самом начале 2000-ых, тогда же получил жизнь проект под названием 2018 Bomber - выделению финансированию крайне поспособствовал теракт 11 сентября 2001-ого года, который, вообще, здорово повлиял на количество выделяемых на оборону бюджетных средств, однако, изначально ВВС желали получить не столько дальний стратегический бомбардировщик в классическом смысле, сколько пригодный для проведения ударных операций самолет, схожий со «Спиритом» по малозаметности и защищенности, однако в разы более дешевый. Применять машину планировалось в первую очередь для антитеррористических операций. Самолету присвоили промежуточное обозначение В-3.
После прихода к власти Барака Обамы и объявлением «перезагрузки» во всех областях американской внешней политики, программу притормозили, однако вскоре возобновили уже под названием Next-Generation Bomber (бомбардировщик следующего поколения). Между компаниями Boeing и Lockheed-Мartin даже было подписано соглашение о начале совместных работ над проектом.
В 2009 году название проекта сменилось на Long Range Strike Bomber (дальний ударный бомбардировщик), требования несколько обновились, но по прежнему имелся ввиду самолет во многих отношениях схожий с В-2, но только дозвуковой и значительно меньший по стоимости.
2013 год принес новость о новой кооперации между Boeing и Lockheed-Мartin для максимального ускорения темпа работ по разработке, однако финансирование оставляло желать лучшего - официально назывались цифры в 3,7 миллиарда долларов на ближайшие пять лет (что на самом деле, для подобной работы совсем немного, меньше стоимости двух полностью оснащенных «Спиритов»), на деле же денег выделялось значительно меньше. Негативным фоном служили значительные сложности с новейшим многоцелевым истребителем-бомбардировщиком F-35 Lighting II, ставшим самой дорогой разработкой за всю историю существования авиации и обнаружившим просто феноменальное количество всевозможных проблем и детских болезней, особенно в модификациях, предназначенных для Флота и Корпуса Морской Пехоты. Влиятельные группы лоббистов, включавшие, к примеру, таких известных личностей как сенатор от консерваторов Джон Маккейн, активно критиковали «Лайтинг», а заодно и прочие новые проекты, утверждая, что незначительный выигрыш в тактико-технических характеристиках (если он, вообще, существует) никак не окупает сверхвысокую стоимость проектов.
Пока в Сенате и Конгрессе ломались копья, случились Крымская весна, Донбасс и начало применения российских ВКС в сирийском конфликте. Все это несколько изменило расклад сил в американском ВПК.
Проект получил новую жизнь и, что главное, свежие финансовые вливания и, с середины лета 2014 года, то есть в самый разгар боев в Донбассе, стартовал официальный конкурс по приему проектных работ будущего самолета. Несколько месяцев спустя ему была присвоена аббревиатура В-21, а еще немного позже кодовое наименование Raider, то есть «Рейдер» - не иначе как тонкий ответ на российскую разработку Туполева ПАК ДА, получившую незадолго до этого название «Посланник».
Эпическое событие произошло 26 февраля 2018 года - министр Военно-Воздушных Сил США Дебора Ли Джеймс впервые представила официальные изображения будущей машины - особого фурора они не вызывали, потому как, в общем все самолеты спроектированные по схеме «летающее крыло» достаточно сильно походят друг на друга, а показанная машина крайне напоминала В-2, но точка отсчета была поставлена. Следующей знаменательной вехой стало 27 октября того же года, когда в противоположность всем ожидания победительницей конкурса была объявлена корпорация Northrop Grumman, а вовсе не считавшийся фаворитом тандем Boeing и Lockheed-Мartin. Уже озвучен размер первой предсерийной партии - 21 машина и его цена: 21,4 миллиарда долларов. Мало того, было озвучено, что Минобороны США надеяться на передачу в войска первых серийных самолетов уже в начале 2020-ых годов и названы приблизительные цифры первого заказа от 80 до 180 самолетов в зависимости от ситуации.
Практически все характеристики «Райдера» пока что строго засекречены, но скорость, скорее всего, у него будет, все же, дозвуковая, а основным преимуществом станет громадная, превышающая все аналоги автономность и, конечно, дальнейшее развитие «стелс» технологий, вплоть до полной неуязвимости для всех существующих ЗРК, включая модернизированные С-300 и новейшие С-400. Кроме того, создатели самолета намекнули на возможность еще одного уникального нововведения - разработки полностью беспилотной версии В-21, как минимум не уступающей пилотируемой версии. И тогда, в случае успеха, мир увидит первый в истории ударный воздушный беспилотник, способный нести ядерное оружие.
Так же проходила информация, что “Райдер» может стать прологом и, в некоторой степени, переходным звеном к сверхзвуковой и даже, возможно, космической ударной машине следующего поколения, разработку которой планируется начать ближе к 2030-ому году.
Какие из всего этого можно сделать выводы?... Сколь много не распространялись бы американские политики и военные на тему того, что необходимость в «Райдере» обусловлена непомерно высокой стоимостью В-2 и ВВС просто необходим более дешевый аналог для решения повседневных задач, понятно, что для войн локального характера и спорадических налетов на лагеря террористов такие самолеты, да еще в подобном количестве никак не требуются - даже для борьбы с неугодными режимами типа ливийского или северокорейского с лихвой хватило бы F-35, пусть даже в нынешнем пока еще ограниченно боеспособном варианте. Невидимый дальний бомбардировщик - это средство для нанесения ударов по стратегическим объектам большой державы с развитой инфраструктурой и сильной системой ПВО, причем с перспективой использования тактического ядерного оружия. Иначе говоря, это самолет против России и Китая.
За последние годы много говорилось и писалось о возобновлении Холодной войны и гонки вооружений… но после того как программе создания «Райдера» был окончательно и бесповоротно предоставлен «зеленый свет», можно с уверенностью говорить, что она не просто собирается возобновляться. Новая Холодная война уже вовсю идет.
Спасибо, что дочитали до конца! Если понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал!