Лидия Ивановна Острецова родилась в 1920 году в Санкт-Петербурге — тогда он назывался Петроградом. Отец, кадровый партийный работник, был назначен директором Русского музея, залы которого она запомнила с раннего детства. Так же рано проявилась у нее и любовь к животным. Девочкой она начала посещать Клуб служебного собаководства, еще хранивший традиции дореволюционного Общества собаководов-любителей. Помимо разведения и дрессировки собак там занимались спортом, интересовались искусством и даже организовывали музыкальные вечера.
В 1933 году Острецова участвует в историческом пробеге собачьих упряжек по маршруту Ленинград — Москва — Ленинград.
В 1934 г. семья Лидии Ивановны была выслана в Казахстан, а отец вскоре арестован. Пятнадцатилетняя девочка самостоятельно едет в Москву, доказывать невиновность отца, пробивается в кабинет к самому Ежову. Но все хлопоты напрасны.
В 1936 году она возвращается в Ленинград, работает в детском саду и снова участвует в деятельности клуба собаководов. Во время войны эвакуируется в Сибирь вместе с детским садом. Снова возвращение на родину — и новая беда: открытая форма туберкулеза. Работа с детьми запрещена, и Лидия Ивановна поступает в ведомственный питомник служебных собак, затем начинает профессионально заниматься дрессировкой. В 1950-х годах создает свой первый показательный коллектив. С тех пор агитбригады под ее руководством более тридцати лет пользовались неизменным успехом и побеждали на городских и всесоюзных соревнованиях.
Острецова первой получила звание «Мастер-дрессировщик». Между тем семья знаменитой дрессировщицы жила скромно (чтобы не сказать — скудно), на ее небольшие заработки. Но Лидия Ивановна щедро и бескорыстно делилась опытом с подающими надежды молодыми собаководами. Среди учеников Острецовой были знаменитые, известные всей стране люди. У нее дрессировали собак, например, писатели Радий Погодин, Александр Гитович, певец Эдуард Хиль, актер Игорь Дмитриев, кинорежиссеры Иосиф Хейфец и Алексей Герман — всех и не перечислишь.
Сохранились старые снимки - Острецова и Акбар - на тренировке (конвоирование задержанного).
Александр Гитович посвятил знаменитой овчарке Акбару стихотворение
«На пограничной заставе» (1959)
Заболела овчарка,
уж ей не подняться вовеки,
И над нею склонился
майор в старомодных очках.
И она умерла,
не смежив воспаленные веки,
С отраженьем Хозяина
в мертвых прекрасных зрачках.
Когда по трагической случайности эта собака погибла, Лидия Ивановна получила телеграмму соболезнования от Анны Ахматовой: «Скорблю о смерти великого Акбара».
И все видавшие виды знаменитости заслушивались устными рассказами, из которых родились две книги - «Мой Акбар» (второе издание, 1985) и «Юный дрессировщик» (1965). Третья - «Записки дрессировщицы», подготовленная к печати незадолго до смерти автора, так и не увидела света. Там были собраны рассказы и очерки, затерявшиеся на страницах многочисленных периодических изданий, а также новые, часть которых сохранилась в черновых вариантах. Три рассказа («Филька-универсал», «Бришка», «Чингиз и Электроник») опубликованы в альманахе «Хочу все знать» (1992) под общим заголовком «Собачье счастье»).
В титрах многих кинофильмов можно увидеть фамилию Острецовой. До сих пор появляются на экране телевизора «Дай лапу, друг», «Соленый пес», «Зеленые цепочки», «Учитель пения», «Приключения Электроника», «Синяя птица», «Жизнь и приключения четырех друзей».
Работала Острецова дрессировщиком и в комедии "Трое в лодке, не считая собаки" по рассказам Джером Джерома. Снимались в главных ролях звезды советского кинематографа Андрей Миронов, Михаил Ширвиндт и Михаил Державин. А собак было не одна, а две! На роль фокстерьера Монморанси Лидия Ивановна отобрала двух псов Герцога и Греха. Для характера фокса роль выпала сложной, одновременно быть задиристым, хитрым и ловким, сохраняя доброту и общительность с людьми.
Художник-гример очень старался придать фоксикам точную схожесть, даже аккуратно вырисовывал им пятна на голове. Но характеры прописаны на мордах, сами знаете. Слева на снимке добродушный и глуповатый Грех, справа умный и шкодливый Герцог, любитель кусаться. Ширвиндт жаловался на его несговорчивость и ревность, песик никому близко не позволял пройти мимо своей хозяйки. Но работал Герцог мастерски - тащил на берег лодку вместе со всеми, вылавливал в реке ботинок, прыгал с борта в воду... На всех сложных трюках снимался злюка Герцог, а крупным планом в кадре всегда красовался Грех, которого любой мог трепать за уши.
Не раз случалось, что под влиянием Лидии Ивановны в фильмах менялись эпизоды, а то и весь замысел. Так случилось, например, с документальной лентой «Хорошо, собака!», задуманной по сценарию Л. С. Палея как рассказ о цирковых животных. Режиссер В. И. Матвеева приехала на площадку проконсультироваться с Лидией Ивановной, да так там и осталась. Получилась картина о дрессировщице и ее учениках, четвероногих и двуногих. Даже названием стала излюбленная похвала Лидии Ивановны. К сожалению, закадровый текст озвучен актрисой, в нем не прозвучал живой, чуть хрипловатый, очень выразительный голос Острецовой. Говорят, худсовет не согласился...
С 1962 года учебные дрессировочные группы Острецовой обосновались на площадке Выборгского района в Сосновке, где и по сей день продолжают работать некоторые ее ученики. В конце 1980-х годов любимое детище Лидии Ивановны — агитбригада — перешла в другие руки, а вскоре и вовсе вышла из Клуба служебного собаководства. Николай и Наталия Седых продолжили дело Лидии Ивановны уже в составе «Кеннел-клуба».
Но не такой человек была Лидия Ивановна, чтобы сдаваться. Немолодая и нездоровая, но все еще сильная духом, она продолжала давать блестящие выступления с несколькими из своих лучших учеников, закладывая основу нового коллектива. Его официальным дебютом стало выступление на новогодней елке в Союзе писателей 6 января 1992 года. Затем состоялось 8 выступлений в школах, библиотеках и Доме детской книги. В последний раз Лидия Ивановна вышла на поле стадиона в середине мая, а в июне 1992 года ее не стало.
Выставка Санкт-Петербургского клуба служебного собаководства, проходившая 12-13 сентября 1992 г., была посвящена памяти Лидии Ивановны Острецовой. На выставку пришли многие ветераны показательных коллективов 60-70-х годов, а четыре современных показательных коллектива выступили перед публикой, продемонстрировав лучшие номера и свое мастерство в управлении собаками. Дело, которому Лидия Ивановна Острецова посвятила свою жизнь, продолжается и ее ученики и последователи растят уже новое поколение собаководов.
Журнал "Вопросы кинологии", 1992 г.
Книгу "Юный дрессировщик" можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/i/PaBB3jY26oxkOg