Тэглайн: "Все плохо и будет еще хуже!"
Что это
Роман в модном когда-то стиле стимпанк. Собственно, я и узнал про книгу, читая в небезызвестной сетевой энциклопедии статью про этот самый стиль. Прочитал сам "Вокзал..." запоем и впечатлился, потому что там было такое... такое!... А потом прошло семь лет, и вот я недавно ее перечитал...
Любителей поездов спешу разочаровать: книга не про поезда.
Она, как это часто бывает с книгами - про людей. Но в большей степени - про не-людей. По большому счету вся книга - про выбор. Про те решения, которые приходится рано или поздно принимать любому человеку (или не-человеку), понимая при этом, что каждый из выбираемых вариантов одинаково отвратителен, но выбор все равно должен быть сделан.
Для кого это
В первую очередь - для любителей нуара и "атмосферной фантастики" - того самого стимпанка, для тех, кто все еще верит, что паровой двигатель с помощью науки, магии и такой-то матери можно заставить работать с КПД, отличным от пяти процентов. Но больше все-таки для тех, кто жаждет мегатонн драмы и приключений в атмосфернейших декорациях конца нашего XIX века.
Город-государство Нью-Кробюзон, населенный причудливыми существами, равнодушным оставлять не может: читатель либо начинает любить это мрачное место, либо ненавидеть - тут без вариантов.
А еще этот роман (да и все романы Мьевиля, впрочем) очень порадуют любителей поисков глубинного смысла и отсылок, поскольку здесь этого добра даже с избытком.
Что хорошо
У автора буйная фантазия. Настолько буйная, что иногда становится страшно, а местами просто противно (сквозь восхищение), настолько натуралистично Мьевиль описывает всякие не самые аппетитные штуки, которые вытворяют его герои. (Представьте, что у вашей девушки вместо головы - жук-скарабей, и банальный кофе она пьет, посасывая его жвалами из губки, потому что человеческого рта у нее нет, и изъясняется она исключительно жестами. И это не заколдованная принцесса - это раса такая). Если у читателя хорошая фантазия, то пробирает прямо до мурашек. Описания обстановки и атмосферы, подробнейший устный план города, его история, политическая система, множество разнообразнейших локаций, существа на любой вкус и цвет. Несколько совершенно умопомрачительных концептов, вроде пенитенциарных фабрик, где с помощью сплава из науки и магии (и такой-то матери, естественно) приводят в исполнение циничные приговоры местных судей, превращая людей и не-людей либо в чудищ из "Острова доктора Моро", либо в "робокопов-терминаторов" на паровой тяге.
Все это по-своему прекрасно, но у этой красоты есть обратная сторона.
Что плохо
Персонажи. Они плоские. Они картонные. Они никакие, за редким исключением. Вот есть главный герой. Он толстый, он темнокожий, он ученый, он преподаватель, он всех спасет... он... а всё. Ни у одного из персонажей книги (за исключением, может быть, гаруды Ягарека) нет вменяемой предыстории, нет раскрытия, нет изменения (кажется, это называется "арка персонажа") помимо того, которое необходимо автору для продвижения сюжета, и от этой плоскодонности персонажей очень сильно страдает все то хорошее, что в книге есть.
Вот представьте, что все фигуры на "Явлении Христа народу" Иванова или "Всаднице" Брюллова вдруг внезапно заменят на фигурки, сделанные на скорую руку в стилистике и по технологии персонажей "Южного Парка". Ну или просто посмотрите "Песнь моря" (И ладно бы это был эпик вроде "Игры престолов" с парой сотен главных (и не очень) героев, и тысячами безымянной массовки, так нет же - почти камерный нуар, в котором значимых фигур пять с половиной землекопов от силы!) Это несоответствие очень режет читательский глаз и слух - то, что автор "любит" созданный им город больше, чем персонажей, которыми его населил. Еще у автора довольно странное представление об этапах научно-технического прогресса. При всем буйном развитии Нью-Кробюзонской науки, магии, и даже при наличии электричества все почему-то воружены кремневыми ружьями и пистолетами пополам с луками, арбалетами и прочим метательным и холодным оружием из довольно средних веков, и большая часть сюжетных поворотов связана именно с таким вот анахроничным вооружением.
То у кого-то не сработал кремень в ружье, то порох с полки у пистолета высыпался, а было бы нормальное оружие с унитарным боеприпасом... так и сюжет бы не случился никогда!
Та же история с биологией и механикой - автор когда-то что-то о них слышал, но не очень подробно, и вообще там везде магия и такая-то матерь пополам с "социалистическим реализьмом", поэтому вся эта система прекрасно работает, положив болт на Ньютона, Винера и прочих Мечниковых с Навашиными.
Академик Лысенко был бы счастлив.
В сухом остатке
Несмотря на описанные недостатки, книга в целом вполне читабельна. (Главное для этого условие - не быть занудой вроде меня и не пытаться искать логику там, где ее наличие не предполагалось, ну и любителям рельефных персонажей - в другую дверь). Погружение в атмосферу происходит не быстро, а очень быстро, да и заключительная сцена с гарудой, которого метафорически растворяет в себе город, дивно хороша.
Что читать вместо
Если хочется "более лучших" персонажей в менее тошнотворном сеттинге - "Пересмешник" Алексея Пехова.
Если хочется аналогичного настроения безысходности и "всёпропала" - "Процесс" Кафки.
Если хочется прикоснуться к истокам стимпанка и киберпанка - "Машина различий" Гибсона и Стерлинга.