Цифровая трансформация меняет рабочие места по всему миру. Благодаря ей мы оптимизируем бизнес-процессы, сокращаем расходы и расширяем ассортимент продуктов и услуг. Быстро развивающиеся цифровые технологии используются в самых разных сферах деятельности человека. В их числе сельское хозяйство, здравоохранение, транспорт, образование, розничная торговля, бытовая автоматизация и логистика.
Значимость информационно-коммуникационных технологий растет настолько стремительно, что, по данным Европейской комиссии, в будущем 9 из 10 специальностей[1] потребуют компьютерной грамотности.
Тем не менее 169 млн европейцев[2] в возрасте от 16 до 74 лет — 44 % населения — не имеют даже базовых цифровых навыков. Если Европа не подготовит достаточное количество специалистов в области информационных технологий, она попросту не сможет воспользоваться всеми преимуществами цифровой трансформации. Еще больше усугубляет ситуацию то, что разрыв между спросом на квалифицированные кадры и предложением продолжает расти по мере развития технологий. Прогноз, по которому Европа уже к 2020 году столкнется с нехваткой 500 тыс. ИТ-специалистов[3], не только вероятен, но действительно реален.
Не только технологии, но и специалисты
Нужно помнить, что успех ИИ-стратегии определяется не одним лишь выбором подходящего технического решения. Правильная культура здесь важна ничуть не менее, чем наличие самых дорогих технологий. Один из лучших способов развить такую культуру — уделить особое внимание поддержке новых талантов, что будет способствовать притоку свежих идей и развитию инноваций. Однако это не так-то просто. По прогнозам McKinsey, в этом году только в США может возникнуть 50–60 %-ный дефицит специалистов по глубокому обучению[4]. Это происходит из-за того, что темпы роста рынка опережают подготовку квалифицированных кадров. Компаниям необходимо инвестировать средства в обучение имеющихся сотрудников и расширение их знаний, чтобы сформировать основу для понимания ИИ-технологий и повысить осведомленность персонала в этой сфере.
Не стоит сидеть сложа руки и ждать, что правительства европейских стран справятся с кризисом. Во-первых, радикальные перемены, вызванные инновациями, касаются в первую очередь частных предприятий (а уже потом — государственных), поскольку именно они начинают внедрять новые технологии первыми. Никто не понимает причин и последствий нехватки технически подкованных специалистов лучше, чем компании, которые уже столкнулись с этой проблемой.
Во-вторых, именно бизнес-сектор получает самые значительные преимущества от цифровой трансформации, а значит, он больше других заинтересован в квалифицированных кадрах в области ИКТ. Любая организация, большая или маленькая, может внести свой вклад в сокращение растущего дефицита ИТ-специалистов — либо обучая своих собственных сотрудников, либо предоставляя ресурсы для обучения другим. И это не просто очередное выгодное вложение — это долг коммерческого сектора перед обществом. Ниже мы рассмотрим меры, которые помогут компаниям изменить ситуацию к лучшему.
1. Изменение подхода к подбору кадров
Мир бизнеса и традиционные роли специалистов радикально меняются, и отделам кадров нужно идти в ногу со временем. Внедрив корпоративную культуру, которая направлена на формирование у сотрудников цифрового мышления, и изменив подход к подбору кадров, компания сможет успешно привлекать специалистов с цифровыми навыками.
Поиск новых методов найма требует серьезного осмысления: необходимо определить, что именно скорее привлечет специалистов, обладающих компьютерной грамотностью. Традиционный подход не всегда дает хорошие результаты при работе с такими кандидатами, поэтому важно обратиться к стратегиям, которые могут их по-настоящему заинтересовать. Например, английская сеть супермаркетов Sainbury’s решила привлечь цифровых специалистов, запустив кампанию с символикой Space Invaders — компьютерной игры, ставшей связующим звеном между компанией и фанатами технологий. Инициатива принесла колоссальный успех: ее создатели не только угадали с целевой группой, но и создали имидж технически подкованного бренда, что дало сети преимущество перед более традиционными розничными магазинами.
Пересмотрев методы подбора кадров, любое предприятие, независимо от отрасли, может привлечь подходящих кандидатов. Самое главное — убедиться, что процесс найма соответствует поставленным целям: если вы ищете технических специалистов, создайте необходимые условия для того, чтобы они могли продемонстрировать нужные навыки. Учитывая, насколько сильно цифровая трансформация преобразует все без исключения аспекты бизнеса, необходимо модернизировать в том числе работу с кадрами в соответствии с современными тенденциями.
2. Инвестиции в сотрудников
По мере совершенствования технологий становится недостаточно привлекать новых специалистов — необходимо также инвестировать в их дальнейшее обучение. Очевидно, что наиболее благоприятные условия для развития кадров могут создать именно те организации, в которых они работают. Руководителям очень важно помнить, что готовить к будущему нужно не только технологии, но и людей.
Для этого необходимо обучать сотрудников и способствовать развитию их навыков, а также побуждать их использовать новые способы работы, подходящие для современных цифровых сред. Начать можно с малого: например, поощрять общение специалистов из различных отделов друг с другом для обмена информацией и взаимного обучения. Поможет также внедрение полезных инициатив. Вы можете нанять сторонних инструкторов, чтобы те обучали работе с новыми технологиями и рассказывали о последних тенденциях. Можно организовать индивидуальное обучение, чтобы познакомить персонал с новыми способами работы. Хорошо предложить сотрудникам актуальные для них преимущества и уделить отдельное внимание рядовым исполнителям, чтобы подготовить тех, кто будет воплощать стратегию вашего бизнеса.
Google — одна из компаний, которая уже начала активно инвестировать средства в подготовку специалистов (что неудивительно). Например, в прошлом году цифровой гигант обучил миллион молодых африканцев, чтобы поддержать рост цифровой экономики и радикально изменить СМИ и рекламную отрасль континента. Это прекрасный пример программы, предназначенной для подготовки эффективной, технически подкованной рабочей силы, без которой невозможно экономическое развитие Африки. При этом возможность инвестировать в свои трудовые ресурсы и готовить их к цифровому будущему есть у любой компании, независимо от ее размеров. Чтобы добиться нужных результатов, необходимо придерживаться целенаправленного подхода в соответствии с потребностями вашего бизнеса.
3. Стимуляция обучения и профессионального развития
Потенциальная ценность цифровых технологий для коммерческого сектора в конечном счете зависит от умения персонала правильно их применять. Иными словами, какой смысл в современных гаджетах и программах, если у вас нет людей, которые могут их эффективно использовать? Именно поэтому компаниям следует вкладывать ресурсы в повышение квалификации своих сотрудников, формируя у них цифровое мышление и обучая старые и новые кадры грамотному обращению с технологиями. Теперь недостаточно просто поощрять специалистов на «внеклассное чтение» или время от времени проводить тематические семинары. Необходимо занять проактивную позицию, признав, что сотрудникам требуется регулярная переподготовка, и выделить дни для тренингов, а также поощрять персонал искать обучающие курсы, в которых они хотели бы принять участие. Все это простые меры, которые, однако, позволят сделать цифровое образование ваших специалистов постоянным процессом, а не просто популярной темой для корпоративной риторики. Между тем некоторые компании применяют инновационный подход, организуя хакатоны, во время которых сотрудники должны найти творческое решение некой проблемы. Это не только увлекательно, но и позволяет повысить ИТ-грамотность специалистов. Следует помнить, что обучение компьютерным навыкам занимает не один день: это непрерывный процесс, который должен идти в ногу с развитием технологий.
Заключение
Несмотря на то, что большинство компаний знают о грядущем кризисе, связанном с нехваткой специалистов с цифровыми навыками, очень немногие из них предпринимают шаги для решения проблемы. Это удивительно, учитывая, что именно коммерческие компании получают наибольшие преимущества от наличия продуктивной квалифицированной рабочей силы, состоящей из лучших специалистов отрасли. Бизнес-сектору не стоит ждать, пока государство решит проблему за них, — необходимо самостоятельно принимать меры уже сейчас. Сегодня специалисты стремятся быть в курсе последних тенденций в мире цифровых технологий. Так, 95 % людей считают, что им необходимо развивать новые навыки, чтобы успешно справляться с работой в современных условиях. Вы хотите добиться максимальной отдачи от цифровых инвестиций? Создайте необходимые условия для того, чтобы ваши сотрудники понимали важность перемен, вызванных развитием технологий, и могли успешно использовать новые возможности. Если компаниям не удастся мотивировать своих специалистов на освоение цифровых навыков, технологические усовершенствования грозят стать проблемой, а не преимуществом. И разрыв между спросом на квалифицированных специалистов и их предложением продолжит расти.
[1] https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-skills-gap-europe
[2] https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-skills-gap-europe
[3] https://ec.europa.eu/epale/en/content/nearly-half-europeans-dont-have-basic-digital-skills
[4] https://www.forbes.com/sites/forbestechcouncil/2018/07/23/why-focusing-on-ai-tech-may-be-your-biggest-business-mistake/#35ff18e1614c