Найти тему
MarketMedia

Тренды и бренды в 2019 году

Оглавление

По просьбе MarketMedia специалисты агентства Brendson рассказывают о том, на какие тренды нужно обратить внимание в 2019 году, чтобы потом не было больно за бесцельно потраченный маркетинговый бюджет.

Brand therapists
Название этого тренда сложно адекватно перевести на русский язык. Бренды-терапевты? Да, пожалуй, если брать слово «терапия» в его исконном понимании — как направленность на улучшение жизни людей. Для того чтобы углубить отношения с потребителями и содействовать распространению здоровому образу жизни, компании выходят за рамки их продуктов, предлагая дополнительные услуги или уникальный опыт. Например, марка средств для женской интимной гигиены запустила в июле 2018 года социальную кампанию по дестигматизации сексуального здоровья Let’s Talk About It. Для этого была создана общественная горячая линия с предварительно записанными сообщениями с ответами на самые распространенные вопросы о сексе. Только в течение первой недели на горячую линию поступило более 1600 звонков от мужчин и женщин. Немецкая сеть супермаркетов Lidl устанавливала поп-апы в Ирландии, поощряя молодых людей открыто говорить о проблемах с психическим здоровьем. В дополнение к открытым дискуссиям в программу были включены мероприятия, продвигающие такие техники, как йога смеха, медитация и пение.

Александр Богдановдиректор по маркетингу Brandson
Александр Богдановдиректор по маркетингу Brandson

«В большинстве случаев такая активность выглядит как социальная нагрузка для бренда, обязывающая компанию, продукт или личность «помнить об обществе», демонстрировать свою полезность. Другая сторона — углубление в специфику собственной деятельности, актуализация и повышение значимости для общества поля деятельности компании или продукта. Таким образом, бренд начинает биться за нишу генерального эксперта в отрасли, что требует значительных ресурсов на удержание подобных позиций. В качестве альтернативы такого подхода можно рассмотреть вариант, когда бренд-платформа компании/продукта предоставляет ей/ему возможность выходить за пределы, причем не на уровне креатива, а на уровне стратегии. Проработка возможности латерального развития на уровне бренд-платформы позволит выделиться за счет нестандартных подходов и сэкономить ресурсы на удержание уровня известности бренда»

Совет

В наступающем году уделяйте больше внимания социальной значимости проектов и нуждам потребителей, старайтесь быть ближе к ним, даже если тематика акций будет выходить за рамки сферы деятельности бренда.

Brand ambience
По статистике, люди проводят около 90% своего времени внутри помещений. Эволюция брендинга постепенно приводит к тому, что бренд как бы растворяется в пространстве и не бросается в глаза, вместе с тем приобретая особое качество атмосферы, выраженной через полный спектр сенсорных стимулов — цвет, звук, запах, формы, смыслы. Идеальным комплексным носителем в этом случае является интерьер, способный объединить все инструменты влияния в одной среде. Такой подход обычно относят к области brand experience, но, с нашей точки зрения, этот термин применительно к интерьеру имеет смысл сузить, чтобы исключить человеческий фактор сервиса и отсечь все, что выходит за пределы функций помещения. Здесь мы говорим именно о brand ambience — характере места, его свойствах. Штаб-квартиры Google и Yandex могут рассказать об этих компаниях больше, чем их брендбуки, а знаменитый офис VKontakte заимствует часть атмосферы от исторического зингеровского здания. В то же время диджитал-бренды активно занимаются созданием своих физических представительств. В качестве примера можно привести тестовый формат офлайн-магазина Amazon.

Елена Роотисполнительный директор Brandson
Елена Роотисполнительный директор Brandson

«В своей работе мы наблюдаем растущий интерес заказчиков к формированию имиджа через интерьер, транслирующий ценности компании на внутренние и внешние аудитории. Недавний ребрендинг ортопедического производителя Trives, проведенный нашим агентством, акцентирует внимание на собственном ретейле и его уникальном для этой отрасли формате — «магазин-колледж», где можно не только приобрести соответствующую продукцию, но и узнать научные факты о том, как она создана и как ее использовать. Это формирует дружелюбный и экспертный имидж бренда. Также по секрету скажу, что сейчас мы работаем над совершенно особым проектом для Ozon, укладывающимся в тренд на создание brand ambience»

Совет

Представителям сферы технологий стоит задуматься о том, чтобы создать пространство своего бренда в офлайн. Это позволит перевести бренд в «чувственную» плоскость и сделать его ближе к потребителю.

Деньги для миллениалов
Прошли те времена, когда финансы хотели казаться сложными и «застегнутыми на все пуговицы». Запас внимания миллениалов очень мал, как следствие, растет спрос на услуги, которые интуитивно понятны и удобны для пользователя. В том числе и благодаря интерфейсу. Британский банк NatWest объявил, что нанимает команду из 80 человек — инженеров-программистов, дизайнеров и аналитиков, чтобы адаптировать свой сайт для молодой аудитории, внедрив более простую навигацию, релевантный контент и современную графику. Процесс был запущен после ребрендинга, результатом которого стал яркий 3D-логотип, специально разработанная шрифтовая гарнитура и красочные иллюстрации, резонирующие с восприятием молодых потребителей. Австрийский банк Addiko также выбрал дружелюбный пухлый шрифт, ярко-красный цвет которого напоминает цвет логотипа Airbnb. Меняются и каналы для продвижения. Например, приложение для микроинвестиций Acorns делает короткие ролики, запуская их в Snapchat, а также продает свой бренд через Pinterest.

Денис Фоминкреативный стратег Brandson
Денис Фоминкреативный стратег Brandson

«Этот тренд можно охарактеризовать как постепенную миграцию от экспертности в сторону лайфстайл-контента с одновременным сокращением и упрощением пути потребителя. У нас этим занимаются так называемые smart-банки нового поколения. Как связаны горящие люди и психоделический видеоряд в рекламе банка «Точка» с теми услугами, которые он предоставляет? Думаю, только через стиль жизни, подразумевающий приемлемость подобной коммуникации. А в случае с брендом «ДелоБанк» видно, что упрощение заложено уже в логотипе»

Совет

Если ваша компания работает в сфере банковских услуг или финтеха, не стесняйтесь быть более свежими и интересными. Главное, чтобы это было понятно и дружелюбно.

Инклюзивный дизайн
Дизайн, адаптированный под людей с различными нарушениями, продолжает выходить в мейнстрим, и этому можно только порадоваться. В числе компаний, формирующих данный тренд, находится IKEA, работающая над тем, чтобы облегчить жизнь таких потребителей при помощи продуманных решений. В октябре 2018 года IKEA запустила трехдневную серию лекций, дискуссий и круглых столов на эту тему, а заодно продемонстрировала свои разработки. Не отстают и модные бренды — ASOS, Tommy Hilfiger and Target выпустили коллекции одежды, которую можно снять и одеть легче и быстрее благодаря магнитам и липучкам.

Совет

Улучшать мир стало не только благоприятно для кармы, но и модно. Ловите шанс и показывайте всем, что ваш бренд идет к светлому будущему, не отставая от западных коллег.

Резюме
Наблюдая тренды, движущие вперед сферу брендинга, можно сделать вывод о растущей важности интеграции развлекательного, функционально-практического и социального компонентов в рамках единого имиджа. Этот процесс соответствует метамодернистской культурной установке, которая подразумевает осцилляцию между серьезной идеологией модерна и циничной деконструкцией постмодерна. Жизнь бренда в эпоху метамодернизма представляется неоднозначной — аудитория ждет (условно) порцию уморительных мемов в комплекте с рефлексией на остро социальные темы, и отсутствие одного из этих аспектов воспринимается скорее как ограниченность, нежели как четкая фокусировка. Полноценный бренд нового времени должен уметь говорить много и о разном, не размывая свой образ, что подразумевает прежде всего наличие проработанной стратегии. Именно стратегия создает непротиворечивый континуум бренда, задавая тональность коммуникации, в то время как креативный инструментарий активирует ключевые смыслы стратегии. Без этого бренд просто распадется на фрагментарные «субличности», каждая из которых начнет собственную жизнь в медиа.