Найти тему
Живопись, корми!

ПОШАГОВОЕ НАПИСАНИЕ КАРТИНЫ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ (МНОГОСЛОЙНОЙ) ТЕХНИКЕ

Академизм – это направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения. Это живопись высочайшей техники, состоящей в последовательном нанесении тонких слоев краски после высыхания предыдущих для достижения реалистичного изображения.

Работа над картиной в этой технике состоит из следующих этапов. Рассмотрим их на примере знаменитой "Девушки с жемчужной сережкой" (1665) Яна Вермеера (Дельфтского).

1. Импрематура (imprematura, it.) или подмалёвок. На этом этапе весь холст покрывается одним равномерным оттенком, примерно 3-го или 4-го тона, если 0 – самый светлый, а 9 – самый тёмный тон. При рисовании портрета подмалёвок выполняется тем цветом, который наиболее близок к цвету кожи. При рисовании пейзажа для подмалёвка используется цвет, который является общим для ближнего, среднего, дальнего плана и неба. Цель этого этапа – избавиться от белого холста и загрунтовать его первым слоем краски, чтобы холст не «тянул», не впитывал последующие слои больше, чем требуется.

-2

2. Рисунок. После полного высыхания подмалёвка (от 1 до 4 недель), необходимо нанести рисунок. Если вы пишете с натуры, то рисовать придётся free hand, вручную. Если работа ведется с фото-референса, то можно воспользоваться разными способами перенесения рисунка: 1. Нанесение рисунка «по клеточкам» позволяет скопировать рисунок как 1:1, так и масштабировать его, сделать больше или меньше, чем референс. 2. Нанесение рисунка через кальку позволяет скопировать рисунок 1:1. Чем наносить рисунок? Наиболее академичный способ – это, конечно же, сразу краской. Для рисунка берутся краски «земельных» тонов: умбра сырая, умбра жженая, охра, охра жёлтая, охра красная и пр. В краску для рисунка не добавляются растворители или масло, работа ведётся в технике «сухая кисть». На этом этапе достаточно провести главные линии, отделяющие «свет» от «тени», но возможна и более детальная прорисовка, заключающаяся в покрытии всей «тени» краской, которой наносится рисунок. В этом, последнем случае картина может выглядеть вполне законченной и похожей на технику гризаль (grisaille). Цель этого этапа – определить композицию картины, расположение и пропорции предметов относительно друг друга, отделить области «света» от областей «тени», но без полутонов!

-3

3. Первый слой или «мёртвый цвет». Термин «мёртвый цвет» означает, что краска для первого слоя разводится минеральным спиртом, который, как известно, разъединяет соединения пигмента и «убивает» цвет. На этом этапе необходимо покрыть все основные участки картины соответствующими оттенками и тонами, но с добавлением минерального спирта. При этом мы подбираем краски для каждого участка картины по цвету, тону и яркости. По окончании этого этапа работа вблизи уже выглядит как картина, но плоская, без объёма. На расстоянии картина выглядит как законченная. Цель этого этапа – нарисовать «большую картинку», без деталей и объёма.

-4

4. Первая прописка. Вот только сейчас мы приступаем непосредственно к живописи, к нанесению краски. Этот этап занимает половину времени всей работы над картиной, а в некоторых случаях и дольше. На этом этапе краска наносится на холст без разбавления или с минимальным добавлением льняного масла. Цель этого этапа – создать формы на холсте. Для этого при нанесении краски анализируется цвет, тон, яркость, границы (мягкие, резкие), тёплость и холодность краски. При этом рекомендуется двигаться от больших участков к средним и меньшим, постепенно уточняя все детали. По окончании этого этапа картина близи выглядит мозаично, но с расстояния – как законченная.

5. Вторая прописка плавно вытекает из первой. Мы продолжаем слой за слоем наносить краску для достижения большей реалистичности и детальности. Однако теперь мы добавляем больше льняного масла, делаем слои полупрозрачными и растушевываем границы участков, составляющих «мозаику» после первой прописки. При этом нижние слои остаются нетронутыми, и слои краски наносятся поверх друг друга таким образом, что каждый следующий слой является более разбавленным, чем предыдущий. Цель этого этапа – избавиться от «мозаичности» и продолжить проработку тонов, границ и пр.

-5

6. Последние штрихи – тонирование, втирание краски. Это необязательный этап, но он служит цели доведения картины до совершенства путем нанесения тонко разведенной, полупрозрачной краски поверх предыдущих слоев для достижения наилучшего результата.

7. Покрытие лаком. Через год после завершения картины её рекомендуется покрыть лаком.