Найти тему
MissionBCpossible

ПРО МЕДИЦИНУ В БРИТАНСКОЙ КОЛУМБИИ

Оглавление

Для начала немного расскажу о ситуации с медициной тут. 

В целом, по провинциям дело обстоит плюс-минус одинаково. Все, что входит в "традиционную медицину", обслуживается по обязательной страховке.

Некоторые провинции (хотя, возможно, только BC) берут дополнительно плату за страховку, так называемые premiums. Они вроде как призваны улучшить качество услуг и их доступность. В BC мы платим 75 кад в месяц за двоих (с 2018 в два раза уменьшили, до этого платили бы 150, а с 2020 собираются и вовсе отменить этот платеж). Это все называется Medical Services Plan (MSP), получается по сути что-то вроде комбинации ОМС+недоДМС. Плюс у нас еще есть дополнительная страховка от работодателя (за которую мы тоже сколько-то платим), которая предоставляет всякие дополнительные плюшки, в том числе зубного, офтальмолога, массаж-аккупунктуру, прокачку палаты до двухместной и еще что-то (не очень хочется болеть и изучать, что еще)).

СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ, ATTACHMENT и WALK-IN КЛИНИКИ

Теоретически, у каждого человека должен быть семейный врач, который наблюдает всю семью, обладает всей полнотой информации об истории болезней и таким образом может принять более обоснованное решение. Но так как врачей меньше, чем пациентов, найти family doctor не такая тривиальная задача. При этом есть walk-in клиники, куда можно прийти даже без записи и в порядке живой очереди попасть к врачу. А есть еще промежуточный вариант между семейным врачом и walk-in - так называемые Attachment клиники. Существуют они потому как время ожидания прикрепления к семейному врачу в Британской Колумбии может составлять аж 2 года. В нашем городе есть сервис в рамках организации, контролирующей практику семейных врачей. Там можно зарегистрироваться онлайн и встать в очередь, чтобы заиметь себе семейного врача. Называется FetchBC. А пока не прикрепился к конкретному врачу, ходить в Attachment клинику. Разница с Walk-in в том, что вся информация о тебе копится в этой клинике (хотя в общем-то, если ходить в одну и ту же walk-in, то же самое наверное) и можно записываться на прием (хотя и в Walk-in тоже есть такие опции). Но в целом, врач все-таки тут более системно подходит как мне показалось.

Напрямую записаться к какому-то узкому специалисту или сдать анализы не получится. Все делается либо через семейного врача, либо у general practitioner (типа терапевт) в walk-in клинике, все это в рамках MSP, и есть большая вероятность, что придется ждать назначения достаточно долго. Но при этом, если проблема срочная, то месяцами ждать скорее всего не будешь. Из моего опыта: 1) плановое УЗИ, не критичное для здоровья, я ждала 3 месяца. 2) по другой проблеме записали на следующую после визита неделю.

Вариантов сократить время ожидания за деньги нет. Все клиники работают в рамках системы healthcare. Говорят, что-таки есть какие-то возможности сделать то или иное исследование превентивно по своей инициативе и за свои деньги, но это из серии городских легенд. В основном, будут лечить только когда уже есть симптомы, и что-то уже случилось. Ну это по крайней мере из того, что я слышала. Пока что личного опыта мало.

MEDICAL SERVICES PLAN

Для резидентов все взаимоотношения с медицинскими организациями возможны только при наличии BC Services Card (наверное, можно и без, но я боюсь себе представить, сколько это будет стоить), в народе ее называют Health Card, так и говорят, когда записываешься к врачу первый раз - захватите с собой health card. Ее можно получить спустя примерно 3 месяца пребывания в провинции (остаток того месяца, когда приехали, плюс 2 месяца). Подаваться надо практически сразу после приезда, заявку обрабатывают какое-то время. Для этого надо просто заполнить не очень замысловатую онлайн форму. Сама карточка придет по почте.

Так как мы пока что временные резиденты, у нас BC Services Card без фотографии, и ее нельзя совместить с driving license.

Выглядит примерно так (фото из тырнетов)

Лицевая сторона
Лицевая сторона
На обратной номер, который указывается во всех взаимодействиях с медицинской системой
На обратной номер, который указывается во всех взаимодействиях с медицинской системой

ЛЕКАРСТВА

Лекарства также частично входят в "государственную" страховку. Для этого надо зарегистрировать PharmaCare план. Тоже делается онлайн, покрытие, насколько я поняла, определяется доходом. По крайней мере, при заполнении формы надо указывать данные налоговой декларации двухлетней давности.

Для новоприехавших (у которых разумеется нет этих данных двухлетней давности) достаточно мутная тема: по почте должны прислать бумажку, которую надо подписать и прислать обратно. Потом они делали запрос в CRA (налоговая), что на нас нет данных двухгодичной давности. В результате выяснилось, что чтобы получить покрытие по Fair Pharma Care, в итоге надо было прислать им заверенную у нотариуса форму о доходах. Мы поленились и не стали ничего делать. В общем-то и не зря, в начале 2019 нам пришло уведомление про покрытие на этот год. За 2017 год ведь у CRA уже есть наши данные, так что заново регистрироваться не понадобилось. Ну или можно было просто подождать и податься сразу в 2019 году.

И как выяснилось, даже если бы мы запарились и прислали все, что надо, толку бы от этого не было, так как deductible (сумма, до которой ты платишь сам, и только после превышении этой суммы уже возмещает страховка) достаточно большая. Так что мы так или иначе бы использовали другую страховку (что мы сразу и сделали).

Ну в общем, бюрократия, но вполне себе сносная.

ВИЗИТ в WALK-IN КЛИНИКУ

Начитавшись всякого в google reviews и ratemd, я поняла, что по отзывам объективно оценить вряд ли получится, звонить в клиники и пытаться рандомно наткнуться на семейного врача, который принимает пациентов и вовсе затея так себе. Так что я не буду сразу целиться искать family doctor.

Пришла в walk-in клинику, которая выглядела более-менее прилично. Отзывы на нее, правда, противоречивые. Но, насколько я понимаю, конкуренция приличная (хотя врачей и мало... такой вот парадокс), ну и люди бывают реально .... странные. Скажем так.

Клиника находится в одном здании с аптекой, которая наконец-то похожа на аптеку
Клиника находится в одном здании с аптекой, которая наконец-то похожа на аптеку

С момента, как я подошла к стойке, и меня "зарегистрировали", до того, как меня позвали в кабинет, прошло хорошо если 2 минуты. Я еле успела сесть и загрузить trello, где у меня были записаны мои вопросы и подсказки по терминам, если вдруг забуду. До этого я потратила наверное пол-дня в общей сложности, чтобы почитать википедию и прочие ресурсы. В работе ведь и повседневном общении названия органов как-то не особо фигурируют.

Кабинет-смотровая достаточно простенький, но чистый и оснащен в общем-то лучше, чем даже в негосударственных клиниках в России.

Кушетку не затестила, только разговаривали
Кушетку не затестила, только разговаривали
Но в общем есть все самое необходимое
Но в общем есть все самое необходимое

Врач, с которой я общалась, молодая, приятная, никаких страшилок про грубость или невнимательность со мной не случилось. С общением тоже никаких сложностей, википедии мне вполне хватило для того, чтобы объяснить, что мне надо было. Так что не понимаю коллег, которые ищут русскоговорящих врачей. Доктор выдала мне направление на УЗИ, как и стоило бы сделать, выписала рецепт. Общий осмотр не делала, рецепт выдала на антибиотик, лишь бегло на меня посмотрев. Ну и в России меня лечили примерно так же. Так что не могу сказать, что тут хуже. И пришла я без особых жалоб, да и не жажду слишком обследоваться. Как показывает практика, жизнь такая непредсказумая, что все не перебдишь.

УЗИ делают в госпитале, в клинике почти нет узких специалистов. На стойке регистрации мне проштамповали назначение и сказали, что свяжутся с больницей, запишут меня и отзвонятся. Предупредили, что запись сейчас только на сентябрь... (а дело было в июле). Но возможно кто-то отменится. В общем, это Канада... я к этому была готова, случай у меня не срочный (я и так почти год протянула, лишний месяц погоды не сделает), так что keep calm and carry on.

И да, стоило мне все это ноль канадских долларов. Ну в смысле платить-то мы платим каждый месяц. Но зато не надо думать о внезапных тратах, если вдруг что случится. Они, конечно, будут, но не в таком объеме.

АПТЕКА

Если раньше меня и удивляло наличие аптеки в супермаркете, то когда понадобилось что-то купить, я в полной мере оценила, насколько это удобно. Подошла к стойке, отдала рецепт, у меня попросили данные моей extended coverage, спросили уже четвертый раз за день (до этого спрашивали на регистрации в клинике, еще раз медсестра и наконец врач) про аллергию на лекарства и сказали гулять 20 минут.

-6

Этого как раз хватило набрать в тележку всего, что нам было надо. В результате мне дали банку с ровно тем количеством таблеток, которые мне потребуются на курс (по-моему, это круто), на самой банке есть краткая инструкция и плюс еще три листа подробно.

-7

Заплатила я в результате пятую часть от исходной стоимости. Думать при этом не надо, все делают в аптеке, они же выставляют счет страховой.

-8

В общем, все совсем не страшно и доступно. Посмотрим, что будет дальше.

ПЛАНОВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Визит в Walk-in клинику, описанный выше, случился в конце июля, а на УЗИ я попала только на конец октября. Делали в местном Мишнском госпитале.

В Петербурге мне такие УЗИ делали иногда даже в тот же день, ну максимум на следующей неделе. А тут вот так. Коллега мне сказала, что теоретически я могла бы сама записаться в любую другую клинику, где есть радиологическое отделение и запись не на через три месяца. Но мне не горело, да и любопытно было.

-9

В общем, все тоже мило и быстро. Я, конечно, уже привыкла к хорошему в плане общения. Но все равно удивили. Очень деликатно, разъясняют, уточняют. Не скажу, чтобы я в России часто сталкивалась с хамством, но тут какой-то совсем другой уровень именно общения врача с пациентом. Либо мне повезло.

В кабинете ничего необычного, разве что полотенца не бумажные, а махровые
В кабинете ничего необычного, разве что полотенца не бумажные, а махровые

Что меня больше всего удивило - в госпитале (где я была в первый раз) у меня спросили только фамилию и попросили сказать дату рождения (чтобы не перепутать), я не заполняла никакие анкеты по десять тысяч раз (как это происходило в Питере: каждое новое место - новая куча бумажек, включая разрешение на передачу персональных данных).

Результаты обещали в течение 2-3 рабочих дней. Но и тут сюрприз. Звонят уже на следующий день из клиники, говорят, пришли ваши результаты, доктор просит подойти. Я как раз была рядом, зашла, достаточно недолго ждала, попала к тому же доктору, у которой была в прошлый раз. Мы с ней мило поболтали, сошлись на том, что можно ничего не делать. Но, говорит, если хочешь, могу тебя направить к специалисту, чтобы уж наверняка. В общем, ничего выбивать не пришлось, все сами предложили.

Правда, опять же к этому специалисту я попала только через месяц (но снова повторюсь, ситуация моей жизни это не угрожала и на качество жизни не влияла). Тоже очень мило поболтали, все обсудили, он еще несколько анализов сделал. Они уже оказались хорошими. Тут если все хорошо, тебе не звонят. А если результаты не в норме, тогда вызывают к врачу.

ATTACHMENT КЛИНИКА

О существовании такого вида медицинской помощи я узнала буквально недавно. Как я и говорила выше, это что-то среднее между семейным врачом и walk-in клиникой. Тебя прикрепляют не к врачу, а к клинике. И насколько я понимаю, у них чуть шире функционал.

В этот раз моя проблема оказалась более срочной, поэтому на обследование меня записали прямо на следующую неделю. Теперь уже в соседний город, Абботсфорд, в Мишн такой техники нет. Посмотрим.

И снова меня удивили. Уже пришла из клиники, причем боялась, что врач забудет меня направить на обследование, так как меня он принимал дольше, чем положено, скопилась очередь пациентов и он явно уже мою информацию обрабатывал после них. На обследования/анализы/к узкому специалисту тебя записывает клиника по направлению врача. Дальше то, куда записывают, звонит пациенту и согласовывает с ним время.

Так вот, он не только не забыл про направление, но еще и звонит мне, говорит: "Ты знаешь, я вспомнил, что ты говорила, что иногда принимаешь это лекарство, тебе его пить не стоит. А еще вот это тебе надо". По сравнению с тем, что я видела в Питере, это почти фантастика. Мне только однажды попалась врач (причем из государственной клиники), которая мне звонила и обсуждала лечение.

Еще в этой клинике увидела несколько буклетов по просвещению населения.

Вот например, разъяснение, как работает система здравоохранения при беременности
Вот например, разъяснение, как работает система здравоохранения при беременности
Мне кажется, по большей части это похоже на схему с женской консультацией в России, но не уверена, не сталкивалась ни там, ни тут....
Мне кажется, по большей части это похоже на схему с женской консультацией в России, но не уверена, не сталкивалась ни там, ни тут....

В общем, пока что все хорошо и без эксцессов. Очень хочется надеяться, что так и продолжится. А то немало я слышала страшилок про медицину в Британской Колумбии.

К содержанию канала