Найти в Дзене
Artfragment

Что делать с 10 по 17 января

«Пришелец» Боуи и «сплошной обман» в Эрмитаже. Все, куда нужно и можно сходить.  

Что: выставка «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве»

Где: Санкт-Петербург, Эрмитаж, Дворцовая пл., 2

Когда: до 10 марта

Иоганн Каспар Фюссли, «Trompe l’œl (Обманка)», 1750.
Иоганн Каспар Фюссли, «Trompe l’œl (Обманка)», 1750.

Зачем идти

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Этот афоризм Козьмы Пруткова — идеальный эпиграф к выставке «Обманки в искусстве», проходящей в Эрмитаже. Главный музей Северной столицы представляет масштабную экспозицию, составленную исключительно из материалов собственной коллекции. Посмотреть действительно есть на что — в залах собрано около 700 произведений живописи и скульптуры, изделия из серебра, стекла, фарфора и тканей разных эпох и культур. Все они удивляют мастерством художников, столь убедительных в своем стремлении «обмануть».

Николай Теплов, «Натюрморт-обманка», 1737.
Николай Теплов, «Натюрморт-обманка», 1737.

Кураторы выставки начали с «обманок» Древнего Египта и помпейских фресок, изображавших ложные окна и атриумы. А «завершили» популярными в России XIX века «пьяными стаканами» Бахметьевского завода. По мере того, как количество налитого в них сокращалось, на стенках «оживали» нарисованные мухи. Чтобы не до конца «обманывать» зрителя, экспозицию построили по принципу сопоставления: мнимых и подлинных объектов.

Чайный сервиз-«натюрморт» на две персоны, 1850-1860-е годы.
Чайный сервиз-«натюрморт» на две персоны, 1850-1860-е годы.

Что: выставка «Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю»

Где: Центр фотографии имени братьев Люмьер, Болотная набережная, 3, стр. 1

Когда: с 11 января по 31 марта 

-4

Зачем идти

Стив Шапиро — известный американский фотограф, снимавший Джона Кеннеди и Энди Уорхола, Мартина Лютера Кинга и Вуди Аллена. А еще — Дэвида Боуи, фотографии которого до конца марта будут представлены в Центре фотографии братьев Люмьер. Шапиро и Боуи познакомились в 1974 году в Лос-Анджелесе и к тому моменту уже оба были звездами в своих областях.

-5

Тогда же состоялась знаменитая 12-часовая фотосессия, снимки которой были использованы при оформлении альбомов Station to Station, Low и сборника Nothing Has Changed, а также попали на обложки журналов People и Rolling Stone. В экспозицию также войдут редкие кадры совместного выступления Боуи и Шер и сцены съемок фильма «Человек, который упал на Землю», благодаря которому за музыкантом окончательно закрепился образ пришельца, временно оказавшегося на нашей планете.

Что: спектакль «Ахматова. Поэма без героя»

Где: «Гоголь-центр», ул. Казакова, 8

Когда: 15-16 января, 20:00

Фото:  Антон Земляной
Фото: Антон Земляной

Зачем идти

За роль в постановке «Гоголь-центра» «Ахматова. Поэма без героя» Алла Демидова получила «Золотую маску». Моноспектакль стал для нее не только актерской работой. Демидова выступила вторым режиссером спектакля. А первым — Кирилл Серебренников. Материал постановки, не самой частой в афише театра, крайне близок Демидовой. Она — автор книги «Ахматовские зеркала», которая начинается с рассказа о том, как в середине 70-х актриса репетировала «Поэму без героя». Анна Ахматова трудилась над этим произведением более 20 лет.

Фото:  Антон Земляной
Фото: Антон Земляной

При жизни поэтессы «Поэма» не была опубликована, а ходила в копиях самиздата. Сама Ахматова полагала, что сочинение должно иметь театральную версию. Об этом свидетельствуют ее черновики. Музыку в постановке «Гоголь-центра» написал арфист, композитор и солист Большого театра Александр Болдачев.    

Что: премьера фильма «Наше время»

Режиссер: Карлос Рейгадас

В ролях: Карлос Рейгадас, Фил Бургерс, Наталия Лопес

-8

Зачем идти

Премьера фильма Карлоса Рейгадаса «Наше время» состоялась на минувшем Венецианском фестивале. Для 47-летнего мексиканского режиссера это шестой фильм в карьере. Кстати, начинал будущий лауреат Каннского фестиваля с дипломатической службы. А до нее изучал право в Мехико. По собственному признанию Рейгадаса, к режиссуре он обратился под воздействием фильмов Андрея Тарковского. «Наше время» — 173-минутная драма о супружеской паре, решившей быть максимально откровенной друг с другом.

Отношения известного поэта Хуана и его жены Эстер становятся играми интеллектуалов, а сами они оказываются не менее одержимы животными страстями, чем быки, которых они выращивают на своей ферме. Главную роль в картине сыграл сам Карлос Рейгадас.

Что: лекция «Диего Ривера. Искусство. Страсть. Революция

Где: «Манеж», Манежная площадь, 1

Когда: 11 января, 19:00

Фрида Кало и Диего Ривера
Фрида Кало и Диего Ривера

Зачем идти   

«Гениальность сочилась из его пор, не мудрено, что женщины влюблялись в него, забывая об уродливой внешности». Речь идет о Диего Ривере, чьи работы прямо сейчас можно увидеть в московском «Манеже». Там же пройдет лекция о живописце, коммунисте, дон жуане и муже не менее известной чем он сам Фриды Кало. На лекции исследователь мексиканского искусства XX века и сотрудник Эрмитажа Ольга Юдина расскажет о самом бурном романе прошлого столетия, искусстве на службе политических убеждений и о «связи» Риверы со Страной Советов. Художник несколько раз посещал СССР.

-10

«Я никогда не забуду мое первое впечатление в Москве — организованное марширующее движение людей. Масса была темной, компактной, объединенной ритмично, эластичной. Плавающее движение змеи, которая была прекраснее любой рептилии, какую я мог себе представить», — вспоминал художник. Здесь же он сделал несколько десятков акварелей и множество карандашных зарисовок.

«Купальщица из Теуантепека», 1923.
«Купальщица из Теуантепека», 1923.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.