«Пришелец» Боуи и «сплошной обман» в Эрмитаже. Все, куда нужно и можно сходить.
Что: выставка «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве»
Где: Санкт-Петербург, Эрмитаж, Дворцовая пл., 2
Когда: до 10 марта
Зачем идти
«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Этот афоризм Козьмы Пруткова — идеальный эпиграф к выставке «Обманки в искусстве», проходящей в Эрмитаже. Главный музей Северной столицы представляет масштабную экспозицию, составленную исключительно из материалов собственной коллекции. Посмотреть действительно есть на что — в залах собрано около 700 произведений живописи и скульптуры, изделия из серебра, стекла, фарфора и тканей разных эпох и культур. Все они удивляют мастерством художников, столь убедительных в своем стремлении «обмануть».
Кураторы выставки начали с «обманок» Древнего Египта и помпейских фресок, изображавших ложные окна и атриумы. А «завершили» популярными в России XIX века «пьяными стаканами» Бахметьевского завода. По мере того, как количество налитого в них сокращалось, на стенках «оживали» нарисованные мухи. Чтобы не до конца «обманывать» зрителя, экспозицию построили по принципу сопоставления: мнимых и подлинных объектов.
Что: выставка «Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю»
Где: Центр фотографии имени братьев Люмьер, Болотная набережная, 3, стр. 1
Когда: с 11 января по 31 марта
Зачем идти
Стив Шапиро — известный американский фотограф, снимавший Джона Кеннеди и Энди Уорхола, Мартина Лютера Кинга и Вуди Аллена. А еще — Дэвида Боуи, фотографии которого до конца марта будут представлены в Центре фотографии братьев Люмьер. Шапиро и Боуи познакомились в 1974 году в Лос-Анджелесе и к тому моменту уже оба были звездами в своих областях.
Тогда же состоялась знаменитая 12-часовая фотосессия, снимки которой были использованы при оформлении альбомов Station to Station, Low и сборника Nothing Has Changed, а также попали на обложки журналов People и Rolling Stone. В экспозицию также войдут редкие кадры совместного выступления Боуи и Шер и сцены съемок фильма «Человек, который упал на Землю», благодаря которому за музыкантом окончательно закрепился образ пришельца, временно оказавшегося на нашей планете.
Что: спектакль «Ахматова. Поэма без героя»
Где: «Гоголь-центр», ул. Казакова, 8
Когда: 15-16 января, 20:00
Зачем идти
За роль в постановке «Гоголь-центра» «Ахматова. Поэма без героя» Алла Демидова получила «Золотую маску». Моноспектакль стал для нее не только актерской работой. Демидова выступила вторым режиссером спектакля. А первым — Кирилл Серебренников. Материал постановки, не самой частой в афише театра, крайне близок Демидовой. Она — автор книги «Ахматовские зеркала», которая начинается с рассказа о том, как в середине 70-х актриса репетировала «Поэму без героя». Анна Ахматова трудилась над этим произведением более 20 лет.
При жизни поэтессы «Поэма» не была опубликована, а ходила в копиях самиздата. Сама Ахматова полагала, что сочинение должно иметь театральную версию. Об этом свидетельствуют ее черновики. Музыку в постановке «Гоголь-центра» написал арфист, композитор и солист Большого театра Александр Болдачев.
Что: премьера фильма «Наше время»
Режиссер: Карлос Рейгадас
В ролях: Карлос Рейгадас, Фил Бургерс, Наталия Лопес
Зачем идти
Премьера фильма Карлоса Рейгадаса «Наше время» состоялась на минувшем Венецианском фестивале. Для 47-летнего мексиканского режиссера это шестой фильм в карьере. Кстати, начинал будущий лауреат Каннского фестиваля с дипломатической службы. А до нее изучал право в Мехико. По собственному признанию Рейгадаса, к режиссуре он обратился под воздействием фильмов Андрея Тарковского. «Наше время» — 173-минутная драма о супружеской паре, решившей быть максимально откровенной друг с другом.
Отношения известного поэта Хуана и его жены Эстер становятся играми интеллектуалов, а сами они оказываются не менее одержимы животными страстями, чем быки, которых они выращивают на своей ферме. Главную роль в картине сыграл сам Карлос Рейгадас.
Что: лекция «Диего Ривера. Искусство. Страсть. Революция
Где: «Манеж», Манежная площадь, 1
Когда: 11 января, 19:00
Зачем идти
«Гениальность сочилась из его пор, не мудрено, что женщины влюблялись в него, забывая об уродливой внешности». Речь идет о Диего Ривере, чьи работы прямо сейчас можно увидеть в московском «Манеже». Там же пройдет лекция о живописце, коммунисте, дон жуане и муже не менее известной чем он сам Фриды Кало. На лекции исследователь мексиканского искусства XX века и сотрудник Эрмитажа Ольга Юдина расскажет о самом бурном романе прошлого столетия, искусстве на службе политических убеждений и о «связи» Риверы со Страной Советов. Художник несколько раз посещал СССР.
«Я никогда не забуду мое первое впечатление в Москве — организованное марширующее движение людей. Масса была темной, компактной, объединенной ритмично, эластичной. Плавающее движение змеи, которая была прекраснее любой рептилии, какую я мог себе представить», — вспоминал художник. Здесь же он сделал несколько десятков акварелей и множество карандашных зарисовок.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.