Найти в Дзене
Орбита

Пограничный бум Эфиопии и Эритреи в условиях установления мира

Открытие границы между бывшими врагами Эфиопией и Эритреей резко изменило города вблизи границы, пишет Би-би-си Эммануэль Игунза.

Солнце только что взошло, но рынок в Адиграте уже оживал, когда я пошел в гости.

Десятки самодельных прилавков располагались вдоль улицы, где группа женщин-торговцев просеивала нут.

В другом месте пожилой человек убирал кур из клеток и помещал их возле своей мастерской.

На рынке можно купить практически все, что угодно: специи, стройматериалы, холодильники и стиральные машины.

Рынок в этом эфиопском городе, расположенном всего в 38 км (24 милях) к югу от границы, был преобразован с момента открытия границы четыре месяца назад после того, как мирное соглашение положило конец «состоянию войны» между двумя странами.

Многие эритрейцы сейчас переходят, чтобы посмотреть, что они могут купить.

-2

«Мы любим мир»

Mebrhit Gebrehans, женщина средних лет с широкой улыбкой, является одним из трейдеров, чей бизнес процветает.

Она была занята, открывая мешок, полный свежих специй, и звонила потенциальным клиентам, когда я встретил ее.

«Мы боимся войны. Мы любим мир. Когда эритрейцы приходят на этот рынок, я приветствую их с улыбающимся лицом. Они покупают специи, мед, зерно и даже печенье. И мы покупаем у них различную одежду», - сказала она.

«Когда граница открылась, мы беспокоились о том, что некоторые вещи будут испытывать нехватку, но не было. Все нормально», - добавила она.

Прямо вниз по дороге находилась секция магазинов, торгующих пластиковыми изделиями, от ярко окрашенных резервуаров для воды до канистр и пластиковых сандалий.

Владелец магазина Хайле Бисрат сказал мне, что хорошее отношение к своим братьям из Эритреи - это не только укрепление мира. Это также имело хороший финансовый смысл.

«Мы получаем немного больше прибыли, чем раньше, поскольку рынок находится в лучшем состоянии.

«Когда граница впервые открылась, каждую неделю приезжало до 2000 эритрейцев. Число немного уменьшилось, но это, возможно, потому, что они купили все, что хотели».

Адиграт был полон автомобилей и грузовиков с эритрейскими регистрационными номерами.

Многие грузовики, которые мы видели, перевозили строительные материалы, такие как цемент и строительные кабели. Но небольшие автомобили также перевозили огромные грузы товаров, таких как матрасы, хлопья и стиральные машины.

На местном автовокзале рекламировали имя эритрейской столицы Асмэры, надеясь привлечь клиентов из Эритреи.

Beyene Tewelde был одним из них. Он прошел сотни километров, чтобы делать покупки здесь.

«Я пришел, чтобы купить то, что мне нужно. Поэтому у меня есть обувь, контейнеры и специи.

«Цены очень хорошие. До открытия границы я покупал все в Асмэре. Но с того места, где я живу, Ади Кейих, лучше приехать в Адиграт, чем в Асмэру».


Открытие некоторых пунктов пересечения границы, в том числе в начале этой недели, является частью мирного соглашения, подписанного в июле прошлого года президентом Эритреи Исайейсом Афверки и премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом.

В соглашении также были восстановлены дипломатические связи и восстановлены телефонные связи между двумя странами после обрыва в течение почти двух десятилетий.

Война, которая велась за точное местоположение общей границы, началась в мае 1998 года и привела к гибели десятков тысяч человек.

Это закончилось в 2000 году подписанием Алжирского соглашения.

Но мир так и не был полностью восстановлен, поскольку предыдущие эфиопские администрации при покойном премьер-министре Мелесе Зенауи и его преемнике Хайлемариам Десалегн отказались полностью выполнить решение пограничной комиссии, созданной в соответствии с условиями соглашения.


Но в июле прошлого года премьер-министр Абий и президент Исайя согласились положить конец конфликту и вступить в так называемую «новую эру мира», в которой процветают отношения между двумя странами и другими соседними государствами.

Заламбесса, к югу от границы, оказалась на линии фронта и сильно пострадала от конфликта.

Восстановление домов «Все в этом городе было разрушено», - сказал мне 50-летний Кифле Кебеде, глядя на пыльное поле перед собой.

Даже сейчас признаки повреждения видны. Разрушенные и заброшенные здания усеивают маленький городок. У некоторых есть признаки обстрела, в то время как у других на стенах есть пулевые отверстия.

«Не было бы ложью, если бы я сказал вам, что Заламбесса действительно выглядела как поле с кучей камней. Вы могли видеть только камни и грязь», - добавил мистер Кифл.

Но жизнь, похоже, возвращается к нормальной жизни после вывода в прошлом месяце войск со спорных территорий.

Семьи, подобные г-ну Кифле, который бежал из конфликта, начали возвращаться в свои дома.

Когда я встретил его, он был занят наблюдением за последними штрихами в своем проекте по восстановлению дома его семьи, который был разрушен в разгар конфликта.

Он почувствовал прекрасную возможность для бизнеса.

«Заламбесса - последний город перед Эритреей, и наши братья из Эритреи теперь приходят и уходят каждый день. Мы могли бы заниматься своими делами из дома или сдавать его в аренду.

«Раньше ремонт дома в городе, где ни одна машина не провела ночь, просто не стоил того. Сейчас самое время», - с энтузиазмом сказал г-н Кифл.

До сентября прошлого года было невозможно использовать дорогу, связывающую Эритрею и Эфиопию, которая проходила через Заламбессу, поскольку она была полностью закрыта.

Огромные валуны были через дорогу, блокируя доступ к пограничной зоне, но сейчас проезжает множество эритрейских автомобилей.

В последние недели наблюдалось ослабление действий, которые привели в замешательство и неуверенность в отношении будущего открытых пунктов пересечения границы.

В неожиданном решении чиновники заявили, что лица, проходящие через границу, должны получить предварительное разрешение от своих стран.

Ни Эфиопия, ни Эритрея не дали четкого указания, почему были введены меры контроля, но они вряд ли подавят чувство оптимизма в приграничных городах.

Понравилась статья? Ставь палец вверх!