Найти тему
Directed by Vasya Rogov

Цудо из машины

История как будто из заскорузлого анекдота: залезают как-то раз русский, белорус, украинец и еврей в танк… Именно таким национальным разнообразием встречает зрителя «Т-34» Алексея Сидорова — на удивление обаятельный военный боевик, в котором как-то разом обозначились все тенденции российского кино последних лет.

История «Т-34» - череда нелепиц и жупелов. Сначала в сеть утек откровенно плохой тизер, вероятно, снятый для питчинга Фонда Кино — в нем тщедушный и кривляющийся Антон Шагин показывает нацистам кузькину мать на отвратительном хромакее. Потом появляется информация, что фильмом займется режиссер «Бригады» и «Боя с тенью» - не самых однозначных российских блокбастеров. С каждой новой подробностью «Тридцать-четверка» все основательнее врастала в землю. Сюжет, побег советских пленных из концлагеря на своем же танке — плохо скрытая инкарнация советского фильма «Жаворонок». Замена Шагина на вездесущего Александра Петрова — отчаянная попытка привлечь в зал фанатов самого известного мента Барвихи. Иронично, но в прокате Александр Петров сражается за зрителя сам с собой: «Т-34» идет в соседнем зале с «Полицейским с Рублевки».

Потом «Т-34» буквально на повороте обгоняют «28 панфиловцев» и «Танки» Кима Дружинина, окончательно перенасытив рынок фильмов для фанатов World of Tanks. Неудивительно, что в таком недружелюбном бульоне фильм остались ждать только непробиваемые энтузиасты.

В целом, скептики были посрамлены, «Т-34» получился опрятным аттракционом, не задевающим ничьих нежных чувств. Он обошелся без идеологических выпадов и претензий на историчность, рассказав простую (читай — обеззараженную) историю стремления к свободе себя и своей земли. К сожалению, похвастаться высказыванием (как «Праздник» Алексея Красовского) «Т-34» не может — слишком аккуратен. Боится обидеть зрителя или тем более усыпить.

Младший лейтенант Ивушкин (Петров), сложно найти фамилию более обаятельную и русскую, принимает командование танком Т-34. В его команде есть добродушный рукастый белорус Василенок (Добронравов) и хабалистый украинец, фамилию которого зритель не удосужится запомнить. Вместе они на единственном танке должны сжечь танковую роту немцев, чтобы не пропустить их к Москве. Разумеется, это у них выйдет. Украинец погибнет (его убивает то ли осколок, то ли современная политическая риторика), белорус и русский выполнят задачу, но попадут в плен. Пополнив команду новыми стереотипами (богобоязненным Серафимом и таежным охотником из «Реальных пацанов») они решатся на побег из Германии на трофейном советском танке. Разумеется, побег станет проявлением размашистых черт русского характера: милосердия, смекалки и стремления к интеллигентному гоп-стопу.

-2

«Т-34» будет неправильно сравнивать с «Яростью», кроме танковой тематики их ничего не роднит. Это скорее еще одна «Легенда о Коловрате» - ирреалистичный комикс на тему «Хотят ли русские войны». В нем жестокость сведена к минимуму, ровно как и реализм, чтобы развлечь зрителя удалой былиной. И действительно работает - «Т-34» требует больше двух часов вашего времени, но за все это время ни разу критично не проседает. В этом заключается его главный плюс и главная же претензия — фильм действительно насыщен яркими сценами (для компьютерной графики это даже не метафора — ее будто бы и не старались сделать реалистичной), следует своему ритму и не дает продыху. Его интересно смотреть, не анализировать и тем более не додумывать. Копнуть глубже первого слоя - «Т-34», как и многие другие аттракционы, просто рассыплется. Это — хорошее развлечение, но откровенный junk-food для кинематографии. С другой стороны, разве кто-то в здравом уме станет предъявлять «Трансформерам» за то, что они не перевернули киноигру?

Смотреть «Т-34» в кинозале интересно, рассуждать о нем — нет, такова болезнь всех подобных проектов. Но это все равно довольно важное для России кино. В нем проявились многие странные наши болезни, которые русское кино зарабатывало себе не один год.

-3

Мы научились снимать: ставить камеру, резать ножницами, рисовать графику. Прошлый год уже показал это — ходить на российское кино ради картинки можно в открытую.

Все чаще смотрим назад — на войну, в космос, в революцию и древние легенды. Вперед тоже смотрим, но редко и с мрачной поволокой.

Тема войны выходит из рамок Девятого мая. Привычно, что на майские праздники отечественный прокат почти целиком состоит из однотипных и низкокачественных военных фильмов. Теперь они набрали силу и распространились ровным слоем по всему году. «Т-34», «Праздник», «Спасти Ленинград» эксплуатируют войну, каждый по своему, с оглядкой на разные аудитории. Но предложение неотделимо от спроса — социальный заказ вырос, и это тревожная тенденция не столько в кино, сколько в обществе. Повальная милитаризация, протестность в столицах и регионах, геополитика и пропаганда — бог знает, общество ли так реагирует на власть или власть так готовит к чему-то общество. В истории кино, и нашего, и зарубежного, неоднократно происходили милитаристские всплески, предвосхищающие социальные взрывы — малые и большие, тут не угадать. Просто важно помнить, что каждой войне, так или иначе, предшествует свой «Штурмовик Бранд». И чем лучше он снят — тем он опаснее.