Честный и ответственный гражданин обязан смотреть по сторонам и при необходимости писать бумагу о людях, которые хотят подорвать советскую власть. Любые антисоветские порывы должны быть пресечены, а разжигатели ненависти – отправлены в ссылку.
Даже обычная уборщица или учитель, бесконечно далекие от игр власти, не миновали бы ссылки наравне с высоким партийным начальником. Под страхом ссылки оказались все, досталось даже писателям, поэтам и художникам, часть из них вообще не замышляла никакого злого умысла в своих творениях.
Бесспорно, придуманная Сталиным система доносов страшна. Но, как сказал Сергей Довлатов: «Кто же тогда написал эти 4 миллиона доносов?».
Агитация, страх потерять все, зависть или желание стать выше удачливого соседа? Законы советской власти требовали превращаться в стукачей. Сосед негативно говорит о власти? Донос. Коллега хвастается добытым где-то иностранным мебельным гарнитуром? Донос. А если ты не хочешь участвовать в системе – на тебя донесут, и ты тоже поедешь в ссылку.
Легко ли быть в партии?
Членам партии доставалось больше, чем обычным людям. Если от собрания к собранию другие его члены приносили доносы, а кто-то – нет, то это вызывало подозрения. Тему поднимали на общем собрании, начинали подозревать в попытках свергнуть власть, ведь другие за месяц успевали разоблачить несколько человек.
Нежелающий участвовать во всеобщих доносах советский человек легко мог лишиться работы, хорошей зарплаты, всех привилегий и спокойной жизни в собственном доме в окружении родных.
Власть стремилась укреплять свои позиции, убирая неугодных со своего пути. Малейшая проявленная слабость могла обернуться шквалом агитационных плакатов, разъедающих и уничтожающих общество изнутри. Проще было предупредить начало изменений в обществе, чем бороться с последствиями.
В современном мире это могло показаться диким, но тогда легко можно было встретить заметку в газете с хвалебной одой. Нужно было похвалить человека, который успел за месяц написать 30 доносов, 50 или 100. Эти помощники системы каждый день успевали написать минимум одну бумагу, которая могла разрушить жизнь или целую семью.
Правда или ложь. А кто будет разбираться?
Долгое время доносы были только анонимными. Авторы писали их, стремясь защитить свою семью. Они хотели избавиться от прямой угрозы, не боясь попасть под репрессии самому. Но постепенно они стали выходить из тени, все больше документов подписывались реальными людьми, они перестали скрываться.
Сначала донос был средством сберечь семью и защитить страну от инакомыслящих. Но влияние меняющегося сознания превратило донос в способ получить дополнительные привилегии, права и материальные блага.
Авторы анонимок принялись бесстыдно врать в документах ради выгоды или из жадности. Слишком хорошо работает коллега и его хвалит начальство? Напишем, что он шпион. Руководитель постоянно ругает за ошибки в отчетах? Можно написать целый рассказ с подозрениями, откуда у него взялись деньги на покупку машины.
Придумать можно было любую антисоветскую историю с участием неугодного гражданина. Так стали делать и когда очередь на квартиру далековато, и когда соседка стала заглядываться на мужа.
Невероятное количество лживых историй приходилось проверять. Людей таскали на допросы, проверяли их жизнь, изучали личные дела и заглядывали в шкафы с бельем. Не всегда, но при малейших подозрениях на антисоветские взгляды человека действительно могли отправить далеко, лишив всего, чего он добился в жизни.
В истории нашей страны есть огромное количество историй о том, как случайно перешедший кому-то дорогу человек отправлялся в ссылку. Загубленная жизнь за то, что оказался на пути.
А у вас есть такие истории? О написанных анонимках или раскрытом антисоветском шпионе? Или может, родной человек оказался в Сибири по ложному доносу?
Спасибо Вам за активность на моем канале! Это очень мотивирует меня! Лайки, подписки и комментарии лучшая благодарность!