Найти в Дзене

Интерьеры усадьбы Петрово-Дальнее

Сегодня я хочу представить вам пост с интерьерами усадьбы Петрово-Дальнее. В главный дом усадьбы достаточно непросто попасть, поэтому эти кадры не только удивят вас, но и продемонстрируют сегодняшнее его состояние.

В наши дни усадьба Петрово-Дальнее пребывает в плачевном состоянии. Ее нынешний собственник, вероятно, поставлен в тупик необходимостью вкладывать большие деньги в реставрацию усадебного комплекса и его охрану. Однако, вопрос о смене владельца пока даже не обсуждался всерьез. В итоге, мы имеем то, что творится в усадьбе на сегодняшний день: запустение, проделки вандалов и даже пожары, которые уничтожают старинные исторические постройки.

Самой драгоценной жемчужиной усадьбы является ее главный дом, построенный в 1803-1807 годах в чертах палладианства. Этот особняк очень красив не только снаружи, но и внутри. Художественный облик его интерьеров был полностью восстановлен в 1960-х годах В. Я. Либсоном. Собственно, это начинание стало первой и единственной серьезной попыткой по восстановлению усадьбы за последние 50 лет. То, что происходит с усадьбой сейчас - это, скорее, медленное угасание. Интерьеры дома выглядят "бесхозно", потолки покрываются плесенью, стены покрываются трещинами, а полы - покрыты слоями пыли и мусора.

Я не питаю иллюзий относительно будущего этого удивительного дома и могу смело предположить: если нынешний собственник усадьбы Петрово-Дальнее всерьез не займется должным уходом за достопримечательностью или не передаст эти полномочия другому владельцу, то главный дом вместе с его интерьерами может погибнуть в ближайшие годы. К сожалению, активность вандалов и пожары, участившиеся на территории усадьбы, делают этот печальный прогноз весьма объективным.

Ну а сейчас я прошу вас о помощи в малом - поддержите этот материал репостами! Пусть как можно больше ваших знакомых и друзей увидят, насколько прекрасна усадьба Петрово-Дальнее и насколько великой будет потеря, если очередной огонь, вспыхнувший на ее территории, все же доберется до главного дома.

Друзья, а какой прогноз будущему усадьбы Петрово-Дальнее дали бы вы?



1551256
Дата фотографий: 16 апреля 2017 года.
1551256 Дата фотографий: 16 апреля 2017 года.

Фото начала 1900-х годов.
Фото начала 1900-х годов.

1-ый этаж.

Вестибюль.

2.
Вестибюль. 2.

3.
3.
Из окна видны псевдоготические флигели усадьбы.

4.
Из окна видны псевдоготические флигели усадьбы. 4.
А.Н. Греч в книге «Венок усадьбам» вспоминает Петровское: "Дом в Петровском был занят детской колонией; в вестибюле, отделанном искусственным мрамором, чудесно расписанным гризайлью, валялась разбитая мебель, но еще висел чудесный стеклянный екатерининский фонарь. Ведь люстры - последнее, что расхищается, - не легко снять их и трудно увозить - да и никчемны они в "новой" жизни. "
5.
А.Н. Греч в книге «Венок усадьбам» вспоминает Петровское: "Дом в Петровском был занят детской колонией; в вестибюле, отделанном искусственным мрамором, чудесно расписанным гризайлью, валялась разбитая мебель, но еще висел чудесный стеклянный екатерининский фонарь. Ведь люстры - последнее, что расхищается, - не легко снять их и трудно увозить - да и никчемны они в "новой" жизни. " 5.

Фото начала 1900-х годов.
Фото начала 1900-х годов.
Роспись над дверьми.

6.
Роспись над дверьми. 6.

7.
7.
Камин.

8.
Камин. 8.

9.
9.

10.
10.

11.
11.

12.
12.

13.
13.
Чей-то сценарий.

14.
Чей-то сценарий. 14.
Сохранилась старая анфиландная планировка.

15.
Сохранилась старая анфиландная планировка. 15.

16.
16.

17.
17.

18.
18.

Фото начала 1900-х годов.
Фото начала 1900-х годов.
Сохранилось одно из панно над дверьми.

19.
Сохранилось одно из панно над дверьми. 19.

20.
20.
Все росписи сьедает грибок.

21.
Все росписи сьедает грибок. 21.

23.
23.
Пианино - символ заброшенной усадьбы.

24.
Пианино - символ заброшенной усадьбы. 24.

25.
25.
А.Н. Греч в книге «Венок усадьбам» вспоминает интерьеры в Петровском:"Особенно памятна голубая гостиная с крашеной мебелью XVIII века, с картинами старых мастеров и изящной росписью стен в синих тонах; продолжая анфиладу - коричневая гостиная с фамильными портретами, где во фресковых десюдепортах изображены были корзины с цветами. Дальше угловая, в розовых и палевых тонах дерева, обивки и бронзы. В одной из комнат висела чудесная воздушная акварель - портрет молодой женщины работы Изабэ - и стояла изящная импрессионистическая фигурка самой хозяйки, кнг. Л.В. Голицыной, отлитая в бронзе Паоло Трубецким. В Петровском никогда не было портретной галереи в собственном смысле слова. Но во всех почти комнатах дома находились масляные, пастельные, акварельные и даже скульптурные портреты. Они начинались хронологически с парсуны - изображения князя Прозоровского, опирающегося на палку, работы Грубе (1767). Дальше шли очаровательный медальон работы Васса, изображающий императрицу Елисавету, с которой нежными узами был связан гр. И.И. Шувалов, владелец Петровского в середине XVIII века. Любопытные картины какого-то не слишком умелого художника иллюстрировали сцены из путешествия фаворита по "чужим краям". Портреты работы Матвеева, художника - выученика итальянцев, пастели Барду и Шмидта, изображавшие П.И. Голицыну, урожденную Шувалову, и ее дочь, известную гр. В.Н. Головину, автора интереснейших записок, бюст Н. Голицына работы Шубина, удивительно мягкий по выполнению, и его же работы бюст Екатерины II - таковы главнейшие произведения представленных в Петровском художников. Позднее в интимных комнатах верхнего этажа появились портреты представителей последующих поколений, акварели Шрейнцера и Гау в типичных окантовках с золотыми узорами по цветному полю паспарту...
26.
А.Н. Греч в книге «Венок усадьбам» вспоминает интерьеры в Петровском:"Особенно памятна голубая гостиная с крашеной мебелью XVIII века, с картинами старых мастеров и изящной росписью стен в синих тонах; продолжая анфиладу - коричневая гостиная с фамильными портретами, где во фресковых десюдепортах изображены были корзины с цветами. Дальше угловая, в розовых и палевых тонах дерева, обивки и бронзы. В одной из комнат висела чудесная воздушная акварель - портрет молодой женщины работы Изабэ - и стояла изящная импрессионистическая фигурка самой хозяйки, кнг. Л.В. Голицыной, отлитая в бронзе Паоло Трубецким. В Петровском никогда не было портретной галереи в собственном смысле слова. Но во всех почти комнатах дома находились масляные, пастельные, акварельные и даже скульптурные портреты. Они начинались хронологически с парсуны - изображения князя Прозоровского, опирающегося на палку, работы Грубе (1767). Дальше шли очаровательный медальон работы Васса, изображающий императрицу Елисавету, с которой нежными узами был связан гр. И.И. Шувалов, владелец Петровского в середине XVIII века. Любопытные картины какого-то не слишком умелого художника иллюстрировали сцены из путешествия фаворита по "чужим краям". Портреты работы Матвеева, художника - выученика итальянцев, пастели Барду и Шмидта, изображавшие П.И. Голицыну, урожденную Шувалову, и ее дочь, известную гр. В.Н. Головину, автора интереснейших записок, бюст Н. Голицына работы Шубина, удивительно мягкий по выполнению, и его же работы бюст Екатерины II - таковы главнейшие произведения представленных в Петровском художников. Позднее в интимных комнатах верхнего этажа появились портреты представителей последующих поколений, акварели Шрейнцера и Гау в типичных окантовках с золотыми узорами по цветному полю паспарту... 26.


Никогда не покидали старые вещи старого дома; портреты ушедших людей жили в привычной для них обстановке. Верно, в этом заключалась удивительная гармоничность Петровского. До последнего времени в усадьбе строго соблюдались и бытовые семейные традиции - в доме никогда не переставлялась мебель и не было в нем ламп - их всегда заменяли свечи.



27.


Никогда не покидали старые вещи старого дома; портреты ушедших людей жили в привычной для них обстановке. Верно, в этом заключалась удивительная гармоничность Петровского. До последнего времени в усадьбе строго соблюдались и бытовые семейные традиции - в доме никогда не переставлялась мебель и не было в нем ламп - их всегда заменяли свечи.

 27.
Чудится еще - вечерами играли в доме куранты. Рассыпались колокольчиками четверти, башенными колоколами - часы, а потом нежными переливами старые, наивные позабытые пьесы, с четкими фразами мелодий и долгими каденциями; английским часам отвечали другие, в гостиной в стиле Louis XVI своим серебряным звоном - а за ними другие, бронзовые. Потом колокол церкви, и снова часы в доме, часто отбивающие удары, точно заждавшийся голос, и снова молчаливая тишина бесшумного течения времени. Часы отмеряли месяцы, годы и десятилетия и внезапно, как сердце, перестали биться. Но одно [нрзб.] удержало искусство.



28.
Чудится еще - вечерами играли в доме куранты. Рассыпались колокольчиками четверти, башенными колоколами - часы, а потом нежными переливами старые, наивные позабытые пьесы, с четкими фразами мелодий и долгими каденциями; английским часам отвечали другие, в гостиной в стиле Louis XVI своим серебряным звоном - а за ними другие, бронзовые. Потом колокол церкви, и снова часы в доме, часто отбивающие удары, точно заждавшийся голос, и снова молчаливая тишина бесшумного течения времени. Часы отмеряли месяцы, годы и десятилетия и внезапно, как сердце, перестали биться. Но одно [нрзб.] удержало искусство.

 28.

Второй этаж.

Эти комнаты недавно были жилыми.




40.
40.

А.Н. Греч писал о Петровском после 1917 года, спустя 100 лет картина таже: "Последнее впечатление от Петровского еще через несколько лет. В доме, все еще наружно прекрасном, таком близком по строгости стиля к постройкам Кваренги, уже прочно обосновался санаторий. Все росписи, за исключением наддверных, были бессмысленно забелены. Около дома выросла деревянная пошло-дачная терраса-столовая. Турецкая беседка уже не существовала, обезглавленной, лишенной купола оказалась ротонда над Истрой. Сотни ног дочиста вытоптали траву в куртинах. От старого Петровского ничего не осталось. Вместо рояля назойливо взвизгивала гармонь в развинченно-ухарских руках. Новый быт еще не создал, разрушив старые, свои собственные эстетические и культурные ценности."

Экскурсии по усадьбам usadboved.ru
Полный сет фотографий интерьеров здесь
https://www.flickr.com/photos/deadokey/albums/72157705486759854
Первая часть рассказа об усадьбе Петрово-Дальнее
https://deadokey.livejournal.com/538733.html