Иллюзия выбора, параллельные реальности, концепция игры, понятие идеала и дилемма завершенности — все это в новом полнометражном рождественском эпизоде «Черного зеркала» под названием Bandersnatch (или Брандашмыг). Его основная особенность в том, что зритель сам может предрешить концовку. Якобы.
Интерактивное кино: флешбэк
Где-то на рубеже пика моего интереса к игровым и киносюжетам в равной мере, я подумал, что следующим большим прорывом в кинематографе будет интерактивное кино. Конечно, в игровом сообществе на тот момент возможность делать такой продукт не только активно обсуждалась, а и предпринимались определенные попытки. Но все они походили всё еще больше на игры, чем на фильмы. Самые известные «игрофильмы» этого десятилетия производились компанией Telltale с 2012 года (The Walking Dead: The Game, The Wolf Among Us и Tales from the Borderlands). Разработчики сосредоточились на сюжете и сложных выборах для игрока. К сожалению, компания обанкротилась в октябре 2018-го.
А на большом экране первое интерактивное кино выпустили еще на Экспо 67′ в Монреале. В фильме чешского режиссера Радуза Чинчеры «Киноавтомат» было 9 вилок. Модератор спрашивал у аудитории, какую сцену хотят увидеть дальше. Зрители нажимали кнопки, вмонтированные в сидения, а результат проектировался на экран. Формат хотели купить в Голливуде, но коммунистическое правительство Чехословакии не одобрило.
Интерактивный Netflix
Netflix осваивал и анализировал технологию постепенно. Еще в 2017 году стриминоговый сервис представил детское интерактивное шоу про кота в сапогах из мира Шрека. Следующими «интерактивными приключениями для детей» стали мультфильмы «Buddy Thunderstruck The Maybe pile» и «Stretch Armstrong: The Breakout».
Неудивительно, что взрослая аудитория потребовала подобных приключений и для себя. Сложно представить сериал для внедрения инноваций лучше, чем «Черное Зеркало». Идею с альтернативной концовкой создатель и сценарист ТВ-шоу Чарли Брукер рассматривал еще для эпизода «Playtest», однако реализация требовала времени. Разработка такого продукта велась в строжайшей секретности в течение двух лет.
1 октября 2018-го первую информацию об интерактивном эпизоде «Черного Зеркала» заполучил Bloomberg. В сообщении от неназванных источников говорится, что релиз выйдет до конца года. В начале декабря Netflix опубликовал, но тут же удалил твит с графиком премьер на декабрь. Из него стало ясно, что премьера первого интерактивного продукта Netflix для взрослых “Black Mirror: Bandersnatch” намечена на 28 декабря. Создатели настолько боялись лишней шумихи, что не только обнародовали трейлер всего лишь за один день, но и не упоминали про интерактивность (трейлер внизу материала).
Bandersnatch. Был ли выбор?
В «Black Mirror: Bandersnatch» действие происходит в Великобритании летом 1984 года. 19-летний разработчик Стефан Батлер (Финн Уайтхед) приходит в офис преуспевающей студии Tuckersoft, дабы предложить свою идею компьютерной игры. В этой компании уже работает известный создатель игр Колин Ритман (Уилл Поултер) — кумир главного героя. Концепция игры, предложенная Стефаном, заключается в выборе игрока между двумя исходами. Руководителю студии Мохану Такуру (Азим Чоудхри) идея приходится по душе, и тот предлагает ему сделать релиз до Рождества. Будет Стефан работать непосредственно в офисе или дома — решать зрителю.
Первые решения (что кушать на завтрак или какую музыкальную пластинку купить) для сюжета не имеют особого значения. Это так Netflix знакомит юзера с функционалом: за 10 секунд он должен выбрать один вариант из двух, иначе это произойдет автоматически (то, что геймерам знакомо как quick time event или QTE). В отличии от игр, внутрикадровые действия в момент выбора не останавливается, 10-секундный отрезок, как правило, заполняется необязательной репликой, выделяется музыкой и наездом. Как только одна сюжетная петля заканчивается, зрителю предлагается вернуться до ключевого решающего момента, чтобы, таким образом, исследовать другие концовки.
Исследуя мир Брандашмыга, зритель всецело ныряет в прошлое. Превосходные декорации органично переносят в 80-ые: постеры, техника, мебель, машины и даже цветовые решения самого фильма. Очень в тему тут и популярная композиция Frankie Goes to Hollywood — Relax (don’t do it), которая как раз вышла в 1984-ом. Сценаристы щедро снабдили историю внутренними параллелями, рекурсиями, аллюзиями (многие — на другие серии Черного зеркала), подсказками и «пасхалками». Даже влияние зрителя на сюжет обыгрывается в одной из линий.
Создатели заявили, что в фильме 10-12 концовок, но основных — 5, причем к некоторым из них можно прийти различными путями, а к некоторым — определенной чередой решений. В одном из финалов создатели обыгрывает тему иллюзии выбора, что справедливо стоит в параллели с ограниченностью предложенных концовок в Брандашмыге.
Некоторые петли замыкались весьма натянуто и даже глупо. Такое чувство, будто продюсер в момент вдохновения на интересное продолжение, подходил к сценаристу и тыкал пальцем в бюджет. Из-за этого пострадал и визуал: некоторые сцены склеены с откровенной лажей. Например, когда Стефан начинает злиться в своей комнате, но вдруг решает пойти на кухню, чтобы продолжить злиться там (и таким образом замкнуть петлю), а потом по несколько раз поднимает пепельницу. Также пару концовок вышли абсолютно нелепыми или слишком простыми. Но именно они заставляют возвращаться и искать более интересные окончания. Мое любимое — если в определенный момент пойти с мамой.
Актерская игра — это плюс в копилку Брандашмыгу. Финну Уайтхеду («Дюнкерк») успешно удалось передать замкнутость, импульсивность, а местами и паранойю юного разработчика игр, ведь именно эти качества подливают масло в сюжетный огонь. Еще больше мне понравилась игра Уилла Поултера («Хроники Нарнии: Покоритель зари», серия фильмов «Бегущий в лабиринте», «Мы — Миллеры»). Тут его персонаж уже не малолетний дурачок с тарантулом в трусах, а икона мира игр. Красок в панковатый беззаботный образ особенно добавила сцена, раскрывшая его как адепта конспирологических теорий и параллельных реальностей.
Заходя на новые территории в визуальном искусстве, Netflix умеет создавать успешные тренды. Черное зеркало как популярный сериал о влиянии новых технологий на жизнь человека, пожалуй, лучшее шоу для воплощения такого рода идеи. Брандашмыг не идеален, но это отличный задел на будущее. Судя по камерности произведения, функционеры Netflix пока не решились вливать серьезный бюджет. И именно статистика просмотров этого полнометражного эпизода станет для продюсеров лакмусовой бумажкой, насколько рентабельно снимать интерактивное кино. Сейчас это чаще можно встретить на фестивалях и тематических выставках. Но не исключено, что через год или два мы сможем повсеместно наслаждаться такими фильмами в кинотеатрах, выбирая между одним, двумя или даже большим количеством исходов. Если выбор вообще существует.