Мало сегодня на российской политической и общественной сцене людей, ярко владеющих ораторским искусством. Я уже не говорю, о тех, которые могли бы жечь глаголом и вдохновлять людей, увлекая их за собой. Таких уже просто нет – перевелись. Прошли времена Троцких, Бухариных, Лениных и прочих, умевших зачаровывать словом и подчинять массы своей воле. Как-то бабушка мне рассказывала, что довелось ей в 1919 г., поприсутствовать в зале киевского университета, когда там выступал Троцкий. Ей тогда тоже 19 лет было и она, учась в Университете, подрабатывала еще в его библиотеке. Так вот, рассказывала: «слушала я его стоя, слушала и чувствовала, что крылья за спиной растут. Каждое слово о жизни было, обо мне, о том, что вокруг, о нас всех, и каждое в точку. Так и хотелось сразу броситься, что—то делать». Такие вот были они «Богатыри – не Вы!».
А сейчас, даже тяжело на пальцах рук перечислить в России тех публичных деятелей, которые владели бы словом на достойном уровне, чтобы хотя бы понятно и одновременно приятно изъясняться могли . А то либо умничают витиевато, либо кряхтят по сути. Справедливости ради, надо сказать, что Патриарх Кирилл один из тех немногих исключений, который может попасть в перечень современных мастеров слова. Он один из тех немногих российских публичных деятелей, которые могут выразить мысль, так что она будет и понятна и слушаешь ее с удовольствием. Вот и в этот раз Патриарх Кирилл подтвердил свой талант оратора в рождественском интервью Дмитрию Киселеву. Говорил он много, и о разном и, на мой взгляд, достаточно увлекательно. Из сказанного им с какими-то вещами можно соглашаться, а можно нет, но красноречие отрицать нельзя.
Так же как и отрицать нельзя чрезмерную зависимость человека современного общества от разного рода гаджетов. Именно эту зависимость в своей речи Патриарх сравнил с алкогольной или наркотической. При этом, посоветовав всем пользователям этих же самых гаджетов, не забывать, что помимо кайфа, который они ловят жамкая пальцами по экрану, они еще оказываются под неусыпным оком неких таинственных сил, которые контролируют каждый жамк. Так что никто не должен расслабляться, поскольку «всемирная сеть гаджетов дает возможность осуществлять вселенский контроль над человеческим родом». Святейший даже не побоялся указать перстом на того кто следит. Бесстрашный и принципиальный пастырь российский не убоялся указать на главного злодея. Да, вы абсолютно правы. Это не какие-то там разные спецслужбы, прихвостни царьков и мировых правительств, нет! Это сам дьявол!
Но меня больше не эта тема заинтересовала, которую затронул патриарх в интервью. С гаджетами и так все понятно. Если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят. Но помимо прочего, наш всероссийский епископ, в очередной раз поднял вопрос идеологии. Вот это было действительно любопытно. Осознано он раскрылся или так сболтнул, значение не имеет. Но факт, остается фактом, что патриарх всея Руси признался, что он РЕСПУБЛИКАНЕЦ! Хотя, не секрет, что настоятель церквей российских любит порассуждать о национальной идее, о том, что должно сплачивать россиян, как им жить, о чем думать: «Мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное» - заявлял глава российского православия, озвучивая свою теорию «вера, справедливость, солидарность, достоинство, державность». Как вы догадались, это он Уваровскую теорию официальной народности из 19 века к веку гаджетов приспосабливает. Вообще думаю, что если бы Владимир Михайлович Гундяев, когда был 20-ти летним юношей, не пошел по религиозной стезе в семинарию, а остался бы светским картографом, то рано или поздно он наверняка всплыл бы в коридорах власти каким-нибудь крупным идеологическим функционером. Может быть, даже писал бы программы достижения светлого будущего!
Но все сложилось, как сложилось. Владимир Михайлович теперь, не Владимир Михайлович, а отец заступник, Патриарх всероссийский. На церковном поприще подвизается. Но душа и взгляды-то никуда не делись. Потенциал перстом указывать, куда и как в светлое будущее двигаться остались. Нет, нет, от интервью к интервью, от трибуны, к трибуне и прорвется. Лично я, в этом ничего плохого не вижу. Наоборот. Побольше бы таких ревнителей. Это просто еще раз иллюстрирует гениальность фразы: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Вот и патриарх Кирилл, восседая на своем престоле, призывает паству, да и все остальное 142 миллионное население «быть солидарными в осуществлении общего дела». И тут же поясняет, что «будущее страны – это наше общее дело». Но и никто этому же не возражает, а наоборот. Из века в век, только и подтверждая, что лучшая форма государственного правления, это та, при которой все граждане участвуют в жизни государства. Иными словами делают общее «общественное дело» (res publica).
Так что наш российский республиканец настоятель Патриарх Кирилл, впереди планеты всей. Куда нас с вами, от всего сердца и призывает стремиться, указывая, что «в основе всей нашей совместной работы, в том числе нашей солидарной деятельности, направленной на развитие нашего государства» должна быть солидарная забота «о нравственном и духовном состоянии человеческой личности». Конечно, что в силу своего должностного положения, он не может не предложить лоно церкви, как базис для этой солидарной работы. Но мы, то понимаем, что это просто он отдает долг служебному положению. А по сути, он простой республиканец, пропагандирующий республиканские ценности. Искренне и страстно болеющий за отчизну. Указывая согражданам, к какому светлому будущему нам всем надо двигаться.
А вы солидарны с общим делом (res publica) Патриарха Кирилла?