Конфликт нельзя рассматривать как единый процесс, так как в разные временные рамки он наполнен разным содержанием и энергетикой. Таким образом стоит разделять его на этапы, тем более, что в практическом плане нам это будет полезно для управления конфликтом в разных периодах его существования.
Единого мнения по разделению конфликта на этапы или стадии не существует, тем не менее я предлагаю рассматривать наиболее часто встречающееся его деление в динамике.
1. Предконфликтная стадия
2. Конфликтное взаимодействие
3. Решение конфликта
4. Постконфликтный период
Противоречие между людьми могут привести к конфликтной ситуации, что и происходит на предконфликтной стадии. В результате обострившихся противоречий участники конфликта начинают чувствовать угрозу собственным интересам, возникает напряжение, которое провоцирует их к действиям. В зависимости от восприятия ситуации каждым из участников возможно либо разрешение конфликтной ситуации, либо возрастание напряжения и возникновениe конфликта. Восприятие зависит от целого ряда факторов, среди которых психические особенности личности, культурные и ценностные установки, ценность предмета конфликта для каждой из сторон и что не маловажно - объективное восприятие конфликтной ситуации, в том числе и обусловленное развитием компетенции управления конфликтами. Образно говоря, сейчас участники конфликта смотрят на желаемый ресурс и друг на друга, не предпринимая активных действий. Предотвращение возникновения конфликта на этой стадии чаще всего происходит посредством коммуникаций, переговоров между сторонами, в процессе которых происходит уточнение точек зрения участников, согласование возможных путей взаимодействия, исключающих или оттягивающих дальнейшее противостояние. Если договориться не удаётся, то возникает следующая стадия - конфликтное взаимодействие.
Конфликтное взаимодействие начинается с активности, начала движения в сторону предмета конфронтации, толчок которому даёт возникший инцидент. Как искра автомобильной свечи приводит к возгоранию топлива и запуску работы двигателя, так и искра инцидента воспламеняет конфликтную ситуацию и приводит к конфликту. Стороны конфликта мобилизуют ресурсы и наращивают активность противодействия, в стремлении максимально быстро получить желаемый результат, происходит эскалация конфликта и на место продуктивному взаимодействию приходит деструктивное противостояние. В самом начале стороны ещё не имеют точного представления о ресурсах друг друга, но по мере эскалации конфликта они оголяют свои возможности и силы. Если силы сторон приблизительно равны и конфликт не решается с ходу, в короткий промежуток времени, то стороны наряду с постоянным расходом собственных ресурсов вынуждены также искать и привлекать ресурсы со стороны, в том числе обращаясь к третьей стороне. Происходит деформация объективного восприятия оппонента, верх над разумом берут чувства, взаимные выпады представляют собой цепную реакцию, ведущую к затягиванию конфликта. Запущенная цепная реакция существенно затрудняет конструктивные коммуникации, а чаще всего делает их и вовсе невозможными до достижения самой высокой точки противостояния. На пике конфликта, в его кульминации, происходит последний рывок, в бой идут остатки ресурсов, после чего истощенные стороны вынуждены понизить градус противостояния и его интенсивность и восстанавливать силы для последующих враждебных действий или же начинают искать возможность решения конфликта другими способами. Часто на данном этапе конфликт переходит в режим «заморозки», стороны отступают на удобные им позиции и аккумулируют силы. Если принимается решение о затягивании конфликта, то конфликтная стадия повторяет движение по спирали - от очередного инцидента до кульминации, и подобное движение будет происходить ровно до тех пор, пока истощение сторон не достигнет критической точки, тогда единственным возможным вариантом взаимодействия будет поиск решения конфликта, которое было бы приемлемо для каждой из сторон.
Стадия решения конфликта наступает тогда, когда его решение посредством агрессивных действий не представляется возможным. Это может быть связано с целым рядом причин, например:
- признанием поражения одной из сторон конфликта:
- устранением предмета конфликта или его изменением (потерей его ценности);
- принуждением к миру третьей стороной, сила, возможности и авторитет которого очевидно выше участников противостояния:
- истощением ресурсов сторон.
По завершению данной стадии конфликтное взаимодействие сторон прекращается, начинается процесс оценки и анализа произошедшего и его последствий, переход к постконфликтному периоду.
В зависимости от причин, повлиявших на решения конфликта, а также от использованной сторонами стратегии и тактики постконфликтный период может закрепить следующие позиции сторон:
- если одна из сторон чувствует себя проигравшей или ущемлённой в правах, сохраняется негативное отношения к оппоненту, которое может выражаться в обиде, недоверии, претензиях, что может рано или поздно привести к возникновению очередного конфликта;
- если конфликт быть решен с учётом удовлетворения взаимных интересов сторон, то претензии друг к другу отсутствуют и происходит постепенное улучшение взаимоотношений, доверие и уважение друг к другу начинает восстанавливаться.
Понимание динамики развития конфликта позволяет нам вовремя купировать процесс на начальной, предконфликтной стадии, снимая напряжение, блокируя инциденты, организуя переговорный процесс, не допуская перехода к острому противодействую, тем самым сохраняя ресурсы сторон и конструктивное взаимодействие между ними. Если же процесс всё же перешёл в стадию конфликтного взаимодействия, мы имеем возможности его разрешения с помощью выбора наиболее приемлемой стратегии, с учётом минимальных потерь и последующей перспективы конструктивного постконфликтного взаимодействия.