Вступает в силу новое указание ЦБ о тарифах на ОСАГО. На связи со студией "Радио России" — автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто.
Ожидается, что изменения принесут страховщикам около 10 млрд рублей. За это они обещают начать конкурентную борьбу за клиента.
На 20 % расширяется тарифный коридор, меняется система учёта возраста и стажа — с послаблениями для пенсионеров и увеличением цены полиса для молодых и "рискованных водителей". Ещё через три месяца изменится система начислений скидок и надбавок за аварийную езду.
После любых изменений в системе ОСАГО всегда пишут, что автостраховщики теперь будут в шоколаде. А что эти изменения дадут автомобилистам?
Перед принятием этих поправок страховое сообщество и ЦБ приводили свою статистику, согласно которой примерно 85 % автомобилистов не заметят введения новых правил, потому что цена для них или не изменится, или понизится. Она ведь реально понизилась в 2018 году, когда ещё не были приняты эти поправки. Я много лет страхуюсь в одной и той же крупной страховой компании, так она снизила стоимость полиса для большинства регионов, где ситуация здоровая. И сейчас для тех регионов, а таких большинство, где нормальная рабочая ситуация, где не зверствуют автоюристы, а, по сути, страховые мошенники, там цена полиса, видимо, понизится, особенно для водителей со стажем и опытом. То есть, для водителей, которые относятся к категории 35+ и с водительским стажем 10+. Для этого введены 58 категорий по возрасту и стажу. В принципе, скидка для водителей с опытом может достигать 7 %! И, соответственно, надбавки для двадцатилетних, только что получивших права, тоже составят те же самые 7 %.
Что ждёт автомобилистов?
Говорят, что самое главное здесь не то, что ввели новую градацию зависимости стоимости ОСАГО от возраста и стажа — а это первый шаг к будущей глобальной реформе системы ОСАГО, которую, правда, будет предпринимать уже Госдума, когда полис будет привязан к водителю, а не к автомобилю. При этом будут учитываться возраст водителя, его стаж, регион, где используют автомобиль, как его используют, количество ДТП, это и сейчас учитывается, но будет учитываться года через два и то, как водитель водит автомобиль. То есть, количество серьёзных нарушений правил дорожного движения, для чего будет некая балльная система. А в перспективе (весь мир потихоньку переходит, и Россия, видимо, тоже переходит, но несколько медленнее) к системе телеметрических замеров, когда аппаратура будет считывать, как водитель водит, и выставлять ему оценку.
В поправках говорится о том, что страховые компании теперь будут развивать конкурентную борьбу за клиента. В чём эта борьба будет выражаться? Автолюбители будут чаще слышать предложения от различных страховых компаний, чтобы они приходили к ним, потому что у них дешевле?
В связи с тем, что расширяется коридор примерно на 800 рублей в каждую сторону, то у страховых компаний появится больше возможностей чисто технических предложить аккуратному автомобилисту некие льготные условия. Если они видят, что у водителя десять лет не было аварий, что он страхуется в одной и той же компании, всё у него хорошо, то он будет для них желанным клиентом, и они могут предложить ему скидку. Соответственно, если эта скидка автомобилиста не устраивает, он может со всеми своими документами (а база у страховых компаний общая) пойти за полисом в другую страховую компанию.