Найти в Дзене
Издательство «Шестеренка»

Т-60: советский легкий танк в бою

Сегодня вклад легких танков периода Великой Отечественной Войны незаслуженно уводят в тень «старших» Т-34 и КВ. А ведь на их слабую броню приходилась не менее сложная ноша! Более того, в условиях недостатка бронетехники после поражений начала войны, именно простые в производстве легкие машины позволили выиграть время и заполнить пробелы. Сегодня мы поговорим о легком танке Т-60, прошедшем большинство сражений первой половины войны. История создания К началу войны в Красной Арии находился обширный парк легких машин. В частности, было выпущено чуть менее тысячи плавающих танков Т-40. Но уже первые дни войны показали, что их способность плавать не так важна, а недостаток вооружения и бронирования был критичным. 25 июня руководству завода №37 было приказано наладить выпуск танков Т-50. Главный конструктор завода – Н.А. Астров понимал, что для поставленной задачи заводу потребуется глобальная реконструкция, и дабы выйти из положения, в кратчайшие сроки был спроектирован новый танк Т-60. Пр
Оглавление

Сегодня вклад легких танков периода Великой Отечественной Войны незаслуженно уводят в тень «старших» Т-34 и КВ. А ведь на их слабую броню приходилась не менее сложная ноша! Более того, в условиях недостатка бронетехники после поражений начала войны, именно простые в производстве легкие машины позволили выиграть время и заполнить пробелы.

Основой для новой машины послужило шасси плавающего Т-40, у которого позаимствовали ходовую часть, трансмиссию и двигатель
Основой для новой машины послужило шасси плавающего Т-40, у которого позаимствовали ходовую часть, трансмиссию и двигатель

Сегодня мы поговорим о легком танке Т-60, прошедшем большинство сражений первой половины войны.

История создания

Изначально, на мощностях завода №37 планировалось производство танков Т-50, но переоборудование завода заняло бы много времени, и в кратчайшие сроки была найдена альтернатива, которой стал Т-60
Изначально, на мощностях завода №37 планировалось производство танков Т-50, но переоборудование завода заняло бы много времени, и в кратчайшие сроки была найдена альтернатива, которой стал Т-60

К началу войны в Красной Арии находился обширный парк легких машин. В частности, было выпущено чуть менее тысячи плавающих танков Т-40. Но уже первые дни войны показали, что их способность плавать не так важна, а недостаток вооружения и бронирования был критичным. 25 июня руководству завода №37 было приказано наладить выпуск танков Т-50. Главный конструктор завода – Н.А. Астров понимал, что для поставленной задачи заводу потребуется глобальная реконструкция, и дабы выйти из положения, в кратчайшие сроки был спроектирован новый танк Т-60.

Экипаж легкого танка состоял из двух человек: механика-водителя и командира, который выполнял функции заряжающего и наводчика
Экипаж легкого танка состоял из двух человек: механика-водителя и командира, который выполнял функции заряжающего и наводчика

Прототип представлял собой «сухопутную» модернизацию Т-40: без возможности плавать, но с улучшенным бронированием. В остальном, танк повторял предшественника – в том числе и по части вооружения, состоящего из 12,7-мм пулемета ДШК и 7,62-мм ДТ. Танк показали наркому танковой промышленности В.А. Малышеву, который предложил оснастить машину 20-мм авиационной автопушкой ШВАК. В кратчайшие сроки конструктор орудия Б.Г. Шпитальный подготовил танковый вариант пушки, и после демонстрации прототипа И.В. Сталину, танк приняли на вооружение под обозначением Т-60.

Конструкция

Расположение мотора посередине позволяло отделить топливные баки в корме броневой перегородкой, что повышало шансы экипажа на выживание в случае пожара
Расположение мотора посередине позволяло отделить топливные баки в корме броневой перегородкой, что повышало шансы экипажа на выживание в случае пожара

Компоновка Т-60 была типичной для легких машин Астрова. Впереди – трансмиссия, за ней размещался водитель. Мотор размещался в правой части по центру корпуса, а слева от него было боевое отделение – это обусловило смещение башни от центральной оси. За бронестенкой находились топливные баки и радиатор, что повышало выживаемость экипажа в случае пожара. Собственно, экипаж состоял из двух человек: механика-водителя и командира.

Основным орудием машины стал танковый вариант авиационной 20-мм пушки ШВАК. Ее подкалиберный снаряд мог поразить до 35 мм брони на расстоянии в 500 метров. При этом, недостаток заброневого воздействия компенсировался высоким темпом стрельбы
Основным орудием машины стал танковый вариант авиационной 20-мм пушки ШВАК. Ее подкалиберный снаряд мог поразить до 35 мм брони на расстоянии в 500 метров. При этом, недостаток заброневого воздействия компенсировался высоким темпом стрельбы

В силу того, что производство машины было развернуто на четырех заводах, каждый конструкторский коллектив вносил коррективы в конструкцию Т-60. Так, изначально схема бронирования была следующей: лоб корпуса – 35 и 30 мм (средняя и нижняя лобовая деталь, соответственно), лоб и борта башни – по 25 мм. Позже в наиболее обстреливаемые участки передней проекции добавили 10-мм экраны, которые сделали Т-60 танком с разнесенным бронированием.

Недостатком танка была обзорность. Так, командиру были доступны лишь две смотровые амбразуры, которые дополнял прицел основного орудия
Недостатком танка была обзорность. Так, командиру были доступны лишь две смотровые амбразуры, которые дополнял прицел основного орудия

С этими усовершенствованиями масса Т-60 возросла до 6,4 тонн. Танк приводился в движение 70-сильным карбюраторным мотором ГАЗ-202, который позволял легкой машине достигать скорости в 42 км\ч по шоссе. При этом запас хода достигал внушительных 400 километров. Кроме этого мотора, на танки разных заводов могли устанавливаться другие силовые агрегаты мощность в 40-90 сил. Особенностью Горьковских двигателей был предпусковой подогреватель, который позволял запуск мотора электростартером. В иных случаях, холодный двигатель запускали лишь ручным стартером.

Подготовка танка к маршу. Несмотря на наличие электростартера СЛ-40, холодный мотор заводили лишь ручным стартером
Подготовка танка к маршу. Несмотря на наличие электростартера СЛ-40, холодный мотор заводили лишь ручным стартером

Основным вооружением танка стала 20-мм автопушка ШВАК (в танковом исполнении – ТНШ-1)с длиной ствола в 82,4 калибра. Для того, что бы поместить спаренный пулемет ДТ, орудие сместили вправо – это потребовало корректировки прицельной сетки механического прицела ТМФП-1. К слову, при повреждении прицела огонь можно было вести по мушке. Скорострельность орудия достигала 750 выстрелов в минуту, но при умениях командира, можно было вести и одиночный огонь. Боекомплект танка вмещал 754 снаряда, разделенных на 13 коробок с лентами. В его состав входили бронебойно-зажигательные, подкалиберные, осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные выстрелы. Так, подкалиберный выстрел с карбидо-вольфрамовым сердечником, мог поразить до 35-мм брони на расстоянии в 500 метров. Иначе говоря, танк мог на равных бороться с легкими танками и БТР противника, а при удачном стечении обстоятельств – поразить и средние танки.

Внутренняя компоновка корпуса Т-60 на примере модели в масштабе 1:35
Внутренняя компоновка корпуса Т-60 на примере модели в масштабе 1:35

Радиостанции 71-ТК-3 устанавливались лишь на командирские танки, линейные машины для связи использовали флажковую сигнализацию. Командиру для обзора был доступен прицел и две смотровые амбразуры – в левой и задней правой стенке башни. У механика-водителя была единственная смотровая щель, используемая для обзора при закрытом люке.

Опытные образцы

TACAM T-60: румынская САУ на шасси трофейных Т-60 с трофейным орудием Ф-22. До 1943 года было создано 43 подобных машины
TACAM T-60: румынская САУ на шасси трофейных Т-60 с трофейным орудием Ф-22. До 1943 года было создано 43 подобных машины

За недолгое время производства Т-60 предпринимались попытки увеличить его огневую мощь. Так, опытный Т-45 представлял собой Т-60 с новой башней и 45-мм орудием. Или Т-60-1 с автобусным мотором в 88 сил, который давал задел для наращивания бронирования. Также, на базе Т-60 была создана ОСУ-76 – САУ с 76-мм пушкой ЗИС-3.

РСЗО БМ-8-24 стала одной из самых успешных машин на базе Т-60
РСЗО БМ-8-24 стала одной из самых успешных машин на базе Т-60

Эти проекты были закрыты на этапе прототипов по ряду причин. С одной стороны, меры по улучшению Т-60 оказались ненужными с началом производства Т-70, а с другой – опытные машины на базе легкого танка обладали критичными недостатками.

Опытная самоходка ОСУ-76 могла стать упрощенной альтернативой СУ-76, но шасси легкого танка не выдерживало отдачи мощного орудия
Опытная самоходка ОСУ-76 могла стать упрощенной альтернативой СУ-76, но шасси легкого танка не выдерживало отдачи мощного орудия

Хотя, были и удачные эксперименты. Еще во время производства Т-40 была разработана установка КС-77 с 12 направляющими для запуска неуправляемых ракет М-8, которые устанавливались вместо штатной башни. Эта установка успешно перекочевала на Т-60, превратив его в РСЗО БМ-8-24

Боевое применение

Октябрь, 1942 год. Разбитые Т-60. Несмотря на свои преимущества, в борьбе с бронетехникой противника у этих машин было мало шансов
Октябрь, 1942 год. Разбитые Т-60. Несмотря на свои преимущества, в борьбе с бронетехникой противника у этих машин было мало шансов

Уже осенью 1941 года первые Т-60 увидели врага в составе 10-й танковой бригады. До 1943 года легкие машины применялись в большинстве крупных операций – от сражения за Москву, до деблокады Ленинграда. Именно там небольшие размеры танка оказались кстати: танки доставляли в осажденный город по воде, маскируя их под баржи с углем. Так 61-я бригада в полном составе смогла попасть в Ленинград. Она успешно действовала в составе 67-й армии, позволив захватить плацдарм глубиной до 3 километров. К слову, более массивные Т-34 этого не смогли бы сделать по причине большего веса, который не выдержал бы лед замерзшей Невы.

Т-60 "Малютка", командиром которого была Екатерина Петлюк
Т-60 "Малютка", командиром которого была Екатерина Петлюк

Особо много Т-60 потеряли в ходе Харьковской операции. Ввиду низкого уровня защищенности и вооружения, машину (справедливости ради, как и «старшего брата» Т-70) прозвали БМ-2 – «братская могила на двоих». С другой стороны, начиная с первых серий, легкие машины отличились высокой надежностью – не в пример легендарным Т-34. До конца 1942 года Т-60 активно эксплуатировались – пока их не стали заменять новыми Т-70, или средними Т-34. Примечательно, что одна из немногих женщин в среде танкистов Красной армии – Екатерина Петлюк, воевала на Т-60 с собственным именем «Малютка».

Т-60 на параде 7 ноября 1941 года. По Красной площади прошло 48 таких машин, которые сразу же отправились на фронт
Т-60 на параде 7 ноября 1941 года. По Красной площади прошло 48 таких машин, которые сразу же отправились на фронт

В боевых условиях выявился главный недостаток танка – 20-мм пушка, которая часто отказывала, превращая машину в самоходный ДОТ с пулеметом. В связи с заменой танка в войсках, последней крупной битвой с их участием стало сражение за Курск, где Т-60 числились в составе 18-й танковой армии. Легкие танки использовались для операций в тылу и охранения пехоты на марше. Последние Т-60 доживали свой век на фронте в роли артиллерийских тягачей. Стоит отметить, что в таком же амплуа немцы использовали многие захваченные Т-60: сказывалась доступность запчастей и неприхотливость.

Трофейный Т-60 буксирует противотанковую пушку. Немцы ценили легкий танк за его неприхотливость и ремонтопригодность - обширный трофейный автопарк позволял поддерживать захваченные танки
Трофейный Т-60 буксирует противотанковую пушку. Немцы ценили легкий танк за его неприхотливость и ремонтопригодность - обширный трофейный автопарк позволял поддерживать захваченные танки

Итоги

В последний раз Т-60 эпизодически применялись летом 1945 года – в борьбе с Японией, а после войны остатки танков были отправлены на слом. За экипажами этих машин не было большого счета подбитой бронетехники, или массивов уничтоженной пехоты противника. Т-60 стал классическим и необходимым танком «тяжелого времени». Несмотря на недостатки, вроде слабого бронирования и вооружения (которое часто отказывало), «неистребимая саранча» - как ее прозвали немцы, была безальтернативным вариантом для промышленности, подкошенной поражениями начала войны.

-16

Спасибо за внимание! Не забудьте поставить «палец вверх» - если материал вам понравился, в противном случае – прошу в комментарии – для дискуссии и дополнений\корректив. А по ссылкам ниже – текст о «старшем брате» нашего героя – легком танке Т-70:

- Легкий танк Т-70: забытый герой