Сегодня вклад легких танков периода Великой Отечественной Войны незаслуженно уводят в тень «старших» Т-34 и КВ. А ведь на их слабую броню приходилась не менее сложная ноша! Более того, в условиях недостатка бронетехники после поражений начала войны, именно простые в производстве легкие машины позволили выиграть время и заполнить пробелы.
Сегодня мы поговорим о легком танке Т-60, прошедшем большинство сражений первой половины войны.
История создания
К началу войны в Красной Арии находился обширный парк легких машин. В частности, было выпущено чуть менее тысячи плавающих танков Т-40. Но уже первые дни войны показали, что их способность плавать не так важна, а недостаток вооружения и бронирования был критичным. 25 июня руководству завода №37 было приказано наладить выпуск танков Т-50. Главный конструктор завода – Н.А. Астров понимал, что для поставленной задачи заводу потребуется глобальная реконструкция, и дабы выйти из положения, в кратчайшие сроки был спроектирован новый танк Т-60.
Прототип представлял собой «сухопутную» модернизацию Т-40: без возможности плавать, но с улучшенным бронированием. В остальном, танк повторял предшественника – в том числе и по части вооружения, состоящего из 12,7-мм пулемета ДШК и 7,62-мм ДТ. Танк показали наркому танковой промышленности В.А. Малышеву, который предложил оснастить машину 20-мм авиационной автопушкой ШВАК. В кратчайшие сроки конструктор орудия Б.Г. Шпитальный подготовил танковый вариант пушки, и после демонстрации прототипа И.В. Сталину, танк приняли на вооружение под обозначением Т-60.
Конструкция
Компоновка Т-60 была типичной для легких машин Астрова. Впереди – трансмиссия, за ней размещался водитель. Мотор размещался в правой части по центру корпуса, а слева от него было боевое отделение – это обусловило смещение башни от центральной оси. За бронестенкой находились топливные баки и радиатор, что повышало выживаемость экипажа в случае пожара. Собственно, экипаж состоял из двух человек: механика-водителя и командира.
В силу того, что производство машины было развернуто на четырех заводах, каждый конструкторский коллектив вносил коррективы в конструкцию Т-60. Так, изначально схема бронирования была следующей: лоб корпуса – 35 и 30 мм (средняя и нижняя лобовая деталь, соответственно), лоб и борта башни – по 25 мм. Позже в наиболее обстреливаемые участки передней проекции добавили 10-мм экраны, которые сделали Т-60 танком с разнесенным бронированием.
С этими усовершенствованиями масса Т-60 возросла до 6,4 тонн. Танк приводился в движение 70-сильным карбюраторным мотором ГАЗ-202, который позволял легкой машине достигать скорости в 42 км\ч по шоссе. При этом запас хода достигал внушительных 400 километров. Кроме этого мотора, на танки разных заводов могли устанавливаться другие силовые агрегаты мощность в 40-90 сил. Особенностью Горьковских двигателей был предпусковой подогреватель, который позволял запуск мотора электростартером. В иных случаях, холодный двигатель запускали лишь ручным стартером.
Основным вооружением танка стала 20-мм автопушка ШВАК (в танковом исполнении – ТНШ-1)с длиной ствола в 82,4 калибра. Для того, что бы поместить спаренный пулемет ДТ, орудие сместили вправо – это потребовало корректировки прицельной сетки механического прицела ТМФП-1. К слову, при повреждении прицела огонь можно было вести по мушке. Скорострельность орудия достигала 750 выстрелов в минуту, но при умениях командира, можно было вести и одиночный огонь. Боекомплект танка вмещал 754 снаряда, разделенных на 13 коробок с лентами. В его состав входили бронебойно-зажигательные, подкалиберные, осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные выстрелы. Так, подкалиберный выстрел с карбидо-вольфрамовым сердечником, мог поразить до 35-мм брони на расстоянии в 500 метров. Иначе говоря, танк мог на равных бороться с легкими танками и БТР противника, а при удачном стечении обстоятельств – поразить и средние танки.
Радиостанции 71-ТК-3 устанавливались лишь на командирские танки, линейные машины для связи использовали флажковую сигнализацию. Командиру для обзора был доступен прицел и две смотровые амбразуры – в левой и задней правой стенке башни. У механика-водителя была единственная смотровая щель, используемая для обзора при закрытом люке.
Опытные образцы
За недолгое время производства Т-60 предпринимались попытки увеличить его огневую мощь. Так, опытный Т-45 представлял собой Т-60 с новой башней и 45-мм орудием. Или Т-60-1 с автобусным мотором в 88 сил, который давал задел для наращивания бронирования. Также, на базе Т-60 была создана ОСУ-76 – САУ с 76-мм пушкой ЗИС-3.
Эти проекты были закрыты на этапе прототипов по ряду причин. С одной стороны, меры по улучшению Т-60 оказались ненужными с началом производства Т-70, а с другой – опытные машины на базе легкого танка обладали критичными недостатками.
Хотя, были и удачные эксперименты. Еще во время производства Т-40 была разработана установка КС-77 с 12 направляющими для запуска неуправляемых ракет М-8, которые устанавливались вместо штатной башни. Эта установка успешно перекочевала на Т-60, превратив его в РСЗО БМ-8-24
Боевое применение
Уже осенью 1941 года первые Т-60 увидели врага в составе 10-й танковой бригады. До 1943 года легкие машины применялись в большинстве крупных операций – от сражения за Москву, до деблокады Ленинграда. Именно там небольшие размеры танка оказались кстати: танки доставляли в осажденный город по воде, маскируя их под баржи с углем. Так 61-я бригада в полном составе смогла попасть в Ленинград. Она успешно действовала в составе 67-й армии, позволив захватить плацдарм глубиной до 3 километров. К слову, более массивные Т-34 этого не смогли бы сделать по причине большего веса, который не выдержал бы лед замерзшей Невы.
Особо много Т-60 потеряли в ходе Харьковской операции. Ввиду низкого уровня защищенности и вооружения, машину (справедливости ради, как и «старшего брата» Т-70) прозвали БМ-2 – «братская могила на двоих». С другой стороны, начиная с первых серий, легкие машины отличились высокой надежностью – не в пример легендарным Т-34. До конца 1942 года Т-60 активно эксплуатировались – пока их не стали заменять новыми Т-70, или средними Т-34. Примечательно, что одна из немногих женщин в среде танкистов Красной армии – Екатерина Петлюк, воевала на Т-60 с собственным именем «Малютка».
В боевых условиях выявился главный недостаток танка – 20-мм пушка, которая часто отказывала, превращая машину в самоходный ДОТ с пулеметом. В связи с заменой танка в войсках, последней крупной битвой с их участием стало сражение за Курск, где Т-60 числились в составе 18-й танковой армии. Легкие танки использовались для операций в тылу и охранения пехоты на марше. Последние Т-60 доживали свой век на фронте в роли артиллерийских тягачей. Стоит отметить, что в таком же амплуа немцы использовали многие захваченные Т-60: сказывалась доступность запчастей и неприхотливость.
Итоги
В последний раз Т-60 эпизодически применялись летом 1945 года – в борьбе с Японией, а после войны остатки танков были отправлены на слом. За экипажами этих машин не было большого счета подбитой бронетехники, или массивов уничтоженной пехоты противника. Т-60 стал классическим и необходимым танком «тяжелого времени». Несмотря на недостатки, вроде слабого бронирования и вооружения (которое часто отказывало), «неистребимая саранча» - как ее прозвали немцы, была безальтернативным вариантом для промышленности, подкошенной поражениями начала войны.