Четырёхсерийный сумбур под названием «Гардемарины, вперёд!» принято считать классикой советского кино. Но лично мне эта вещь никогда не нравилась, хотя, я очень люблю Галантный век и всё, что с ним связано.
Как же так? Всё просто - в фильме невнятная композиция, причём она скомкана не потому что модернист-создатель так захотел, а за счёт какой-то необъяснимой тяп-ляпистости.
Она не вредит для восприятия, когда тебе 12-14 лет. «Гардемаринов» надо смотреть в подростковом возрасте, а потом уже ...не возвращаться к ним и переключать ...на что угодно, как только начинаются титры.
В «Гардемаринах» всё строится на политической игре, которую вели при дворе Елизаветы Петровны западные спецслужбы. С этого, собственно, и начинается фильм - в Россию засылают агента де Брильи.
Другой основой для сюжета послужило дело Лопухиных-Головкиных, когда ряд лиц обвинили в попытке государственного переворота в пользу свергнутой Брауншвейгской династии (Анны Леопольдовны и её сына Иоанна VI).
К этому примешивалась и личная неприязнь Елизаветы к Наталье Лопухиной, также претендовавшей на роль первой красавицы. (В фильме Лопухина не показана, но о ней там шла речь).
Эта линия довольно-таки интересна. Если бы не эти вечно скачущие куда-то мальчики и хорошенькая актриса Татьяна Лютаева с печальными глазами. Безусловно, сюжет мог бы стать крутым, но его недоработали.
Больше того! Если не знать историю 1740-х, то вообще ни-че-го не понятно. Просто симпатичные ребятки попадают в странные ситуации, влюбляются, дерутся на дуэлях, поют неплохие песенки и, кажется, спасают Россию.
Какие-то бумаги Бестужева. Какие-то французы. Как обычно гадят. Интрига «зависает», её невозможно распознать и выявить? Кто? Кого? Зачем? Куда нынче галопируем?
Также смущает преувеличенно могущественная фигура Жанно Лестока — лейб-медика государыни, который тут показан как третье лицо империи. А иногда, как первое, чего уже тут стесняться?
Хотя, это не так ужасно - у нас уже имелся подобный случай, когда волею кинематографистов Генрих Мюллер был вознесён на нацистский Олимп и остался там рядом Гитлером...
(И почему Дружинина не догадалась пригласить на роль Лестока — Леонида Броневого?! Ну да, а на роль Бестужева — Вячеслава Тихонова? Это было бы концептуально, по крайней мере).
Главный — и жирный минус картины — это неумелое вплетение «гардемаринов» в исторические реалии. Мальчики — отдельно, политика — отдельно. Не удалось совместить.
Не Дюма. Сюжет распадается на детали, фрагменты, диалоги, виды, песни. «Гардемаринов» можно смотреть кусочками — в киноконцертах. Ланфрен-ланфра. Всё остальное - классическая халтурка с претензией на романтику.
Однако фильм нравится подавляющему большинству. Это именно тот случай, когда красота актёров, декоративность эпохи и очень дивные музыкальные номера становятся роскошной ширмой для беспомощной фабулы.
Зина Корзина (с)