Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Странный Дикий Запад: Что такое психоделический вестерн?

Оглавление

Кислотный (или психоделический) вестерн (Acid Western) – течение внутри ревизионистского вестерна, популярное в конце шестидесятых-начале семидесятых. Подобные вестерны снимали люди, которые были на «Ты» с разными интересными веществами, да и целевая аудитория состояла в основном из матёрых хиппарей. Именно по этим причинам такие вестерны окрестили «кислотными».

Действие кислотного вестерна разворачивается на Диком Западе или в пространстве максимально Дикий Запад напоминающем, при этом фильмы проникнуты совершенно сюрреалистической атмосферой, а привычные сюжетные тропы могут обернуться чем угодно, обманув ожидания даже прожженного вестернофила. В более широком смысле под «кислотным вестерном» понимают любой артовый фильм, действие которого развивается во второй половине девятнадцатого-начале двадцатого века на Среднем Западе, а форма вестерна используется как способ поговорить о (не)добром и вечном, как в «Мертвеце» Джима Джармуша или «Прямо в Ад» Алекса Кокса.

5 кислотных вестернов для (не)понимания жанра

Огонь на поражение (The Shooting) 1966, режиссёр – Монте Хеллман

Низкобюджетный вестерн в блеклых тонах с Джеком Николсоном и Уорреном Оутсом в главных ролях. Снятый для поколения хиппи, не понаслышке знакомого с психоактивными веществами и тем эффектом, которые они производят на восприятие реальности, этот вестерн заставил всерьёз говорить о рождении нового «кислотного» феномена.

Крот (El Topo) 1970, режиссёр – Алехандро Ходоровский

-2

Самый кислотный из всех кислотных, самых психоделический из всех психоделических вестернов. Всех посмотревших и желающих, увидеть что-то подобное, спешу разочаровать – второго фильма, который можно было поставить в один ряд с «Кротом» не снято и вряд ли будет снято.

Захария (Zachariah) 1971, режиссёр – Джордж Инглунд

-3

Психоделический вестерн-мюзикл по мотивам «Сиддхартхи» Германа Гессе. В фильме в полном снялась группа Country Joe and the Fish, также ответственная за саундтрек. Кино странное, но не лишенное психоделического обаяния.

Дворец Грисера (Greaser’s Palace) 1972, режиссёр – Роберт Дауни, старший

Слева направо: Святой Дух, Бог Отец и Бог Сын. Дауни на съемках перло. Уж на что я любитель разной дичи, но Дауни явно перебарщивает.
Слева направо: Святой Дух, Бог Отец и Бог Сын. Дауни на съемках перло. Уж на что я любитель разной дичи, но Дауни явно перебарщивает.

Начало семидесятых в Америке было эпохой, когда серьёзные дяди с большими кошельками инвестировали деньги в крайне странные с точки зрения сегодняшнего дня вещи. «Дворец Грисера» – один из самых ярких примеров подобной практики. Трудно сказать для кого снята эта интерпретация Нового Завета в декорациях очень условного Дикого Запада.

Мертвец (Dead Man) 1995, режиссёр – Джим Джармуш

-5

Возможно самый известный фильм Джармуша. Кислотная одиссея по Дикому Западу, которую сам режиссёр окрестил «психоделическим» вестерном, в чем с ним согласился один из наиболее вменяемых американских критиков – Джонатан Розенбаум. Последнего «Мертвец» так вставил, что Розенбаум даже написал про него книгу. Современная классика, не убавить, не прибавить.

5 режиссёров на психоделической волне

Монте Хеллман – начав в качестве постановщика безыскусных хорров и военных экшнов категории «Б» для Роджера Кормана, во второй половине шестидесятых Хеллман снял сразу два отличных кислотных вестерна. Дальнейшая карьера постановщика заслуживает не меньшего внимания: в 1971-м он снимает один из величайших «дорожных фильмов» в истории – «Двухполюсное шоссе», исчерпывающие высказывание об Америке начала семидесятых, а в 2010 возвращается с величественным метануаром «Дорога в никуда», фильмом, находящимся в одной весовой категории с «Внутренней Империей» Дэвида Линча.

Алехандро Ходоровский – человек, который очень хотел, но так и не снял Дюну. Зато написал серию комиксов про «Метаборонов». Самый известный, самый эксцентричный и самый прямолинейный сюрреалист мирового кино. Снимал избыточное до безвкусности кино, которое тем не менее вдохновило многих сюрреалистов и пользовалось коммерческим успехом, о котором Луис Бунюэль и Рауль Руис могли только мечтать.

Роберт Дауни, старший – отец другого Роберта Дауни, который Тони Старк (может слышали?). Самый кислотный среди американских независимых режиссёров рубежа шестидесятых-семидесятых, а конкуренция тогда была достойная. По слухам, перманентно находился под воздействием разных интересных веществ. Если посмотреть хотя бы пару его фильмов, в эти слухи легко поверить.

Деннис Хоппер – яркий характерный актёр, чья экранная харизма затмила достойную режиссёрскую карьеру. На территорию вестерна зашёл в самом странном и спорном фильме в истории Нового Голливуда – «Последний фильм».

Алекс Кокс – яркий постмодернист и большой знаток спагетти-вестерна (даже книжку написал). Обращался к эстетике вестерна в фильмах «Прямо в Ад», «Искатели 2.0» и «Тумстоун Расёмон».