Найти тему

Как удержать внимание учеников?

Оглавление

Выступать перед публикой — один из важнейших навыков для любого педагога: нужно уметь объяснить урок, удерживая внимание аудитории в течение как минимум 45 минут и при этом показывая ученикам пример красивой, правильной речи.

Если в настоящий момент повседневные дела не пускают вас на полноценные курсы ораторского мастерства, вам поможет мастер-класс телеведущего и автора книги об ораторстве и ораторском мастерстве Леонида Смехова.

Как сделать так, чтобы голос не дрожал во время уроков?

Во-первых, откроем простой секрет ораторского мастерства: чтобы звучать убедительно, нужно быть уверенным в том, что говоришь. Это особенно важно, если на уроках вам приходится не только излагать факты, но и доказывать неочевидные, спорные позиции. Чтобы голос звучал уверенно, лучше сразу предупредить учеников, когда вы говорите о мнениях, а не фактах.

Во-вторых, как ни банально, ваша речь звучит лучше, когда вам интересно то, о чем вы говорите. Постарайтесь сделать так, чтобы слова не звучали заученно и устало, чтобы вы сами получали удовольствие от того, что описываете и объясняете.

И наконец, ораторство — частая практика для учителя, поэтому голос может дрожать просто потому что устает голосовой аппарат. Чтобы привести его в норму, нужно во время выступления меньше напрягать связки.

Какой темп речи оптимален для ведения уроков?

Конечно, академический час чрезвычайно короток и хочется успеть за 45 минут рассказать обо всем, но, если вы говорите слишком быстро, ученики не смогут воспринять всю переданную вами информацию. Оптимальный темп речи — примерно 120 слов в минуту. Чтобы проверить, укладываетесь ли вы в эту частоту, воспользуйтесь простым приемом:

Возьмите небольшой отрывок любого связного текста, поместите его в текстовый редактор и читайте в течение одной минуты с секундомером. Затем при помощи статистики определите, сколько слов «поместилось» в минуту вашего чтения.

Не забывайте о паузах. Пауза — лучший друг оратора: она дает возможность вам собраться с мыслями, а слушателям — воспринять и обдумать то, что вы только что сказали. Чтобы научиться делать правильную паузу, не слишком короткую и не «зависающую», снова возьмите секундомер. Оптимальная длительность паузы — 2-3 секунды.

Как отрегулировать интонацию?

Часто люди быстро устают и перестают нас слушать только потому, что им мешает наша манера интонировать. Беда в том, что мы не слышим собственной интонации, как не чувствуем запаха собственной кожи. У многих ораторов с годами возникает привычка говорить как будто с раздражением: все интонации восходящие, словно вы не утверждаете, а задаете вопросы. Для аудитории это звучит так, словно вы то и дело обрываете мысль: это звучит неубедительно и не слишком весомо. Не бойтесь нисходящих интонаций, смело ставьте точку в конце фразы.

Как убедиться, что вы говорите достаточно громко?

С одной стороны, громкий голос — профессиональная особенность учителя: ведь нам приходится выступать перед шумной аудиторией, перекрикивать, привлекать к себе внимание. С другой стороны, нередко учителя «громыхают»: по привычке говорят слишком громко, и это мешает ученикам воспринимать информацию.

Громкость вашего голоса должна быть адекватна помещению, в котором вы выступаете. Во время урока сделайте небольшую паузу и прислушайтесь: вы говорите достаточно громко, если слышите слабое эхо своего голоса, отраженного от стен помещения. Если ваш голос не отражается — вы говорите слишком тихо; если эхо вашего голоса звучит громко и назойливо, вы говорите слишком громко.

Повышайте и понижайте голос только по необходимости! Частая смена громкости отвлекает от сути выступления.

Читайте продолжение на нашем сайте.

Смотрите также:
Конфликт между учителем и учеником: кто прав? Что нужно знать учителю в XXI веке? Восемь практических советов