Многие люди, которые спорят со мной про драму, в качестве аргументов приводят произведения самых разных жанров и форм (кроме драмы, конечно). И, в частности, нередко путают драму и мелодраму.
В принципе, оно не удивительно. Эти жанры действительно родственны и имеют ряд схожих черт:
- мелодрама часто строится на фоне драматичных (исторических или выдуманных) событий;
- уровень конфликта в обоих жанрах сравнительно низок (у мелодрамы часто даже ниже) и сосредоточен на житейском плане;
- обоим жанрам свойственна тщательная проработка характеров;
- и драма, и мелодрама имеют диалоговую форму подачи информации и предназначены для постановки на сцене или на экране;
- оба жанра апеллируют к духовному и чувственному миру героев.
Однако эти жанры отличаются принципиально. Достаточно вглядеться в героев и источники конфликтов, чтобы понять, что за внешней схожестью прячется совершенно разная начинка.
- В фокусе драмы - внутренний конфликт персонажа, его трансформация в ходе повествования.
В мелодраме персонаж статичен. Он не меняется с течением времени, меняются только окружающие его партнеры и отношения с ними (в этом, кстати, кроется феномен "многосерийности" мелодрамы - в нее можно играть круг за кругом, меняя только партнеров). - В фокусе мелодрамы - межличностные отношения. Они происходят не изнутри героя, но из окружающего мира (от партнеров). Герой их только переживает.
Все, что происходит в драме - исходит изнутри героя или приходит из окружающего мира с единственной целью - оттенить его внутренний конфликт. - Герои мелодрамы, как правило, стереотипны, и ведут себя предсказуемо. Мелодрама в меньшей степени склонна подражать реальности, чем драма, а потому ее герои более идеалистичны и склонны к гиперболизации положительных или отрицательных черт.
Героям драмы это тоже, порой, свойственно, но в менее контрастной манере.
Проще говоря, герой драмы страдает внутри, и от этого страдают все вокруг по радиусу. А герой мелодрамы стоит в центре хоровода постоянно меняющихся партнеров, и все конфликты, которые рождаются в процессе, исходят именно извне, а не из героя.
Может сложиться ощущение, что я с каким-то пренебрежением отношусь к мелодраме, но это не так. Я даже в чем-то люблю этот жанр, полный контрастных эмоций и искрометных столкновений.
Однако, на мой вкус, он имеет один существенный недостаток именно с точки зрения игры: герой в мелодраме не генерирует конфликт, но только реагирует на него. То есть не герой порождает события, но события побуждают героя к действию.
Следовательно, если вокруг ничего не меняется, герой мелодрамы застывает на своем пьедестале, как новогодняя елка в центре хоровода - красивый, нарядный, но совершенно бесполезный атрибут праздника.
Это может быть исправлено на короткой дистанции наличием нескольких героев, устанавливающих отношения друг между другом, но это все же чересчур напоминает игру в дочки-матери.
И да, я не претендую ни на звание "гуру" от НРИ, ни на лавры истины в последней инстанции. Я не утверждаю, что драма чем-то лучше иных жанров или направлений. Если вы играете иначе - честь вам и хвала. Ибо "ролевые игры обширны и разнообразны, а драма - лишь узкий и очень нишевой жанр для небольшой целевой аудитории".P.s: Если статья вам понравилась, пожалуйста, поставьте лайки. Для меня это важно. P.p.s:
Предыдущие статьи в порядке их публикации:
1: Drama&Dragons. Драма в настольных ролевых играх — это легально?
2: Drama&Dragons. Из чего же, из чего же… Структура драмы в первом приближении.
3: Drama&Dragons. Конфликт — двигатель истории.
4: Drama&Dragons. Весь фокус в фокусе. Как распознать драму.
5: Drama&Dragons. От внутреннего конфликта к внешнему.
6: Drama&Dragons. Нарратив. Терминологическое исследование. Читать на свой страх и риск.
7: Drama&Dragons. Четыре танкиста и собака, или позиции игрока в нарративной игре.
8: Drama&Dragons. Реактивная драма. Реакции и ситуации.
9: Drama&Dragons. Диалоги о диалогах.
10: Drama&Dragons. «Красная зона», или Как играть в драму и остаться психически здоровым.
11: Drama&Dragons. Чего хочет игрок? И как не узнать этого.
12: Drama&Dragons. Сцена. Или драма из желтого кирпича.
13: Drama&Dragons. Семь заповедей ролевых игр.
14: Drama&Dragons. Манифест персонажа.
15: Drama&Dragons. Социальный груминг.
16: Drama&Dragons. Малая форма, или Почему игры в драму не длятся годами.