Главными пунктами федеральной повестки, повлиявшими на жизнь Нижегородской области в 2018 году, стали чемпионат мира по футболу и пенсионная реформа, совпавшие по времени. О предстоящем повышении пенсионного возраста было объявлено в самом начале чемпионата, и это достаточно важное социальное событие, поскольку затрагивает интересы большинства граждан.
В то же время чемпионат показал готовность нашего региона к проведению подобных мероприятий, показал стиль и уровень команды нового губернатора, достойно справившейся с этим событием. Во многом этот стиль и деловая направленность этой работы предопределили то, что последствия пенсионной реформы не так сказались на выборах в Нижегородской области, как в других субъектах федерации. Понятно, что в тех регионах, где выборы не состоялись или принесли не тот результат, на который рассчитывала власть, доминировали федеральные социальные темы, связанные с реформами.
Что касается региональной повестки, то основным пунктом здесь были выборы губернатора. Глебу Никитину удалось сделать главное – он во многом стал нижегородцем. Идеология его кампании была построена на стратегии развития Нижегородской области до 2035 года, определившей направленность и тематику кампании. И это позволило уйти от негативных федеральных моментов, переключив внимание людей на будущее нашего региона.
Стратегия развития хороша тем, что определила вектор развития Нижегородской области. В ней можно выделить несколько моментов, в первую очередь, связь с возможностями, которые предлагает федеральный центр в плане реализации различных программ и которые Глеб Никитин умеет правильно использовать, благодаря опыту работы в федеральном министерстве и хорошими коммуникациями на этом уровне. Можно сказать, Стратегия и создавалась под большие федеральные программы и национальные проекты, под большую Стратегию пространственного развития России, с которой она тесно связана.
В то же время она показала и возможность раскрытия потенциала Нижегородской области. Очень важный момент Стратегии – развитие муниципалитетов и межмуниципальное сотрудничество. Например, это та же нижегородская агломерация, для создания которой предстоит немало поработать не только региональной власти, но и минимум четырем муниципалитетам – Нижнего Новгорода, Дзержинска, Богородска и Кстова.
В то же время в Стратегии заложен и потенциал развития муниципалитетов. Я могу сказать по собственному опыту общения с главами некоторых муниципалитетов, в частности, входящих в Ассоциацию Поветлужья. Они при своих скромных возможностях и серьезных проблемах увидели в межмуниципальном сотрудничестве серьезный потенциал, и уже имели возможность оценить его в практической плоскости. Такие инициативы надо поддерживать, и очень хорошо, что они имеют поддержку на федеральном уровне.
В 2018 году Нижегородской области удалось найти оптимальный путь развития в привязке к федеральному уровню в плане возможностей, а не негатива. И в то же самое время на региональном уровне открываются интересные направления развития, движение по которым во многом будет нивелировать негативную федеральную повестку в 2019 году.
Игорь Соловьев