Найти тему
ART-WANDERLUST

Путешествие как искусство

Оглавление

Отправляйтесь с нами в виртуальный тур по французским городам знаменитого плакатиста Роже Бродерса.

Говоря о путешествии, мы часто представляем авиаперелёты, собственный страх высоты и покупки в «дьютифри». Но ещё каких-то 100 лет назад, пожалуй, основным средством путешествия была железная дорога, и множество частных линий боролись за своего потребителя так же, как это делают сейчас авиаперевозчики. Мы приглашаем заглянуть во Францию столетней давности и узнать, каким образом искусство переплеталось с путешествием. Герой нашей публикации – Роже Бродерс (Roger Broders).

Париж – Лион – Средиземноморье

Чтобы начать рассказ об этом знаменитом французском плакатисте стоит упомянуть несколько слов о компании, работа в которой позволила Роже прославиться на весь мир. Итак, частная французская железнодорожная компания Compagnie des chemins de fer de Paris à Lyon et à la Méditerranée (далее PLM) была образована между 1856 и 1862 годами слиянием более мелких компаний, осуществлявших пассажирские и грузовые перевозки между Парижем и Лазурным берегом. Компания также являлась железнодорожным оператором в Алжире.

-2

Однако в 1938 году произошла национализация PLM, а также других частных железных дорог с объединением их в «Национальное общество французских железных дорог» (Société nationale des chemins de fer français (SNCF)). В таком виде название дошло до наших дней. Сейчас это самая крупная сеть железных дорог во Франции, состоящая из 32 тысяч километров железнодорожных путей (из них 1800 км составляют высокоскоростные линии).

-3

До появления в компании PLM Роже Бродерса афиши и другие рекламные материалы представляли собой незамысловатые коллажи из пейзажей в стиле позднего ар деко. Они вполне выполняли свою функцию и отвечали веяниям того времени, но были неоригинальны и незаметны для своих современников. К оформлению привлекали как знаменитых иллюстраторов и художников (Альфонс Муха, Жюль Шере), так и малоизвсетных мастеров. Посмотрите несколько примеров, которые нам удалось найти.

-4

Плодотворное десятилетие

В 1922 году Роже Бродерс встретился с месье Марго, который и заказал у него первые афиши. Они, в основном рекламировали путешествия в Тунис. Среди первых работ были также афиши, посвящённые Авиньону и Флоренции. Следующее десятилетие оказалось очень продуктивным в сотрудничестве Бродерса и PLM. Всего было создано чуть больше 80-ти плакатов.

-5

Начало 20-ых годов прошлого столетия отмечено переменами во всём мире. В СССР запрещают авангардное искусство во имя равенства и ментального здоровья пролетариата. В Риме проходит марш Муссолини, набирает обороты и крепнет фашизм. На смену Золотой эпохе ар нуво и ар деко приходят неспокойные времена. В 1925 году Роже Бродерс меняет свой стиль и свою подпись. Отныне для каждого плаката Роже будет создавать оригинальную шрифтовую композицию и цветовую гамму. В эти годы в Европе набирают обороты различные художественные и литературные течения: кубизм, авангард, футуризм, конструктивизм. Под их влиянием меняется и облик плакатов PLM. Теперь они становятся похожи больше на коллаж из цветной бумаги – цвета яркие и чистые, а форма геометрически проста.

В мире Роже Бродерса небо всегда синее, а солнце светит круглый год.

Часто на первом плане мы видим элегантно одетых персонажей на курортах, парочек в изящных вечерних нарядах, людей во время занятий спортом и гимнастикой. Вот две дамы лежат в тени оранжевого зонта в Антибе. Мы мысленно оказываемся там, безмолвными зрителями и пассивными участниками действия. Мы чувствам запах моря, ощущаем кожей летний зной. Это настоящий талант художника – перенести зрителя в сюжет произведения!

-6

Несмотря на тяжелые времена, полные перемен, на плакатах Роже Бродерса мы никогда не увидим отрицательных сюжетов или некрасивых героев. Мы никогда не увидим упадок Османской империи, колониальный раскол и возрождение арабского национализма – все те события, которые сотрясали Средиземноморье в начале века. Он создавал свой искусственный рай прямо в своих работах. Самое удивительное, что во многих местах, изображенных на афишах, он никогда не был. В его рабочем столе всегда лежали открытки, сложенные гармошкой, и он мысленно «путешествовал» по этим репродукциям, перевоплощая лучшие из них в своих работах. Также на плакатах Бродерса редко можно увидеть элементы железной дороги. Но если он их изображает, то это, непременно локомотив, а не сами рельсы. Его задачей было показать то качество жизни, тот сервис, который компания PLM готова предоставить каждому из пассажиров. Поэтому на афишах Роже Бродерса всегда светит солнце, а небо всегда синее.

Афиша – это всегда призыв к путешествию, своего рода приглашение. Она должна останавливать на себе взгляды людей. Я прохожу мимо неё, я замечаю её, я запоминаю её …

Часто его персонажами становились близкие и родные люди, например, жена Маргарет катается на лыжах плаката, изображающего горный курорт в Хогвальде. На других плакатах мы видим его детей – Оливера, Этьена и Валентину.

-7

Конец прекрасной эпохи

Начатая в 1922-ом карьера плакатиста закончилась в 1933 году, когда к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер. Казалось бы, что между событиями нет абсолютно никакой связи, если бы не тот факт, что эти персонажи были современниками. Бродерс снова взялся за кисть и вернулся к искусству «в классическом стиле». Они писал натюрморты, уличные сцены, берега Марны и регулярно выставлялся в парижских галереях. Но тот срез эпохи, тот небольшой вклад в афишное искусство всегда будет характеризовать Роже Бродерса, прежде всего, как выдающегося иллюстратора и плакатиста, который путешествовал по поверхности своих работ и который до сих пор увлекает зрителей в свой маленький искусственный рай. Окружённый любящими людьми Бродерс говорил о себе так: «Я просто не имею права жить скучно!».