Отправляйтесь с нами в виртуальный тур по французским городам знаменитого плакатиста Роже Бродерса.
Говоря о путешествии, мы часто представляем авиаперелёты, собственный страх высоты и покупки в «дьютифри». Но ещё каких-то 100 лет назад, пожалуй, основным средством путешествия была железная дорога, и множество частных линий боролись за своего потребителя так же, как это делают сейчас авиаперевозчики. Мы приглашаем заглянуть во Францию столетней давности и узнать, каким образом искусство переплеталось с путешествием. Герой нашей публикации – Роже Бродерс (Roger Broders).
Париж – Лион – Средиземноморье
Чтобы начать рассказ об этом знаменитом французском плакатисте стоит упомянуть несколько слов о компании, работа в которой позволила Роже прославиться на весь мир. Итак, частная французская железнодорожная компания Compagnie des chemins de fer de Paris à Lyon et à la Méditerranée (далее PLM) была образована между 1856 и 1862 годами слиянием более мелких компаний, осуществлявших пассажирские и грузовые перевозки между Парижем и Лазурным берегом. Компания также являлась железнодорожным оператором в Алжире.
Однако в 1938 году произошла национализация PLM, а также других частных железных дорог с объединением их в «Национальное общество французских железных дорог» (Société nationale des chemins de fer français (SNCF)). В таком виде название дошло до наших дней. Сейчас это самая крупная сеть железных дорог во Франции, состоящая из 32 тысяч километров железнодорожных путей (из них 1800 км составляют высокоскоростные линии).
До появления в компании PLM Роже Бродерса афиши и другие рекламные материалы представляли собой незамысловатые коллажи из пейзажей в стиле позднего ар деко. Они вполне выполняли свою функцию и отвечали веяниям того времени, но были неоригинальны и незаметны для своих современников. К оформлению привлекали как знаменитых иллюстраторов и художников (Альфонс Муха, Жюль Шере), так и малоизвсетных мастеров. Посмотрите несколько примеров, которые нам удалось найти.
Плодотворное десятилетие
В 1922 году Роже Бродерс встретился с месье Марго, который и заказал у него первые афиши. Они, в основном рекламировали путешествия в Тунис. Среди первых работ были также афиши, посвящённые Авиньону и Флоренции. Следующее десятилетие оказалось очень продуктивным в сотрудничестве Бродерса и PLM. Всего было создано чуть больше 80-ти плакатов.
Начало 20-ых годов прошлого столетия отмечено переменами во всём мире. В СССР запрещают авангардное искусство во имя равенства и ментального здоровья пролетариата. В Риме проходит марш Муссолини, набирает обороты и крепнет фашизм. На смену Золотой эпохе ар нуво и ар деко приходят неспокойные времена. В 1925 году Роже Бродерс меняет свой стиль и свою подпись. Отныне для каждого плаката Роже будет создавать оригинальную шрифтовую композицию и цветовую гамму. В эти годы в Европе набирают обороты различные художественные и литературные течения: кубизм, авангард, футуризм, конструктивизм. Под их влиянием меняется и облик плакатов PLM. Теперь они становятся похожи больше на коллаж из цветной бумаги – цвета яркие и чистые, а форма геометрически проста.
В мире Роже Бродерса небо всегда синее, а солнце светит круглый год.
Часто на первом плане мы видим элегантно одетых персонажей на курортах, парочек в изящных вечерних нарядах, людей во время занятий спортом и гимнастикой. Вот две дамы лежат в тени оранжевого зонта в Антибе. Мы мысленно оказываемся там, безмолвными зрителями и пассивными участниками действия. Мы чувствам запах моря, ощущаем кожей летний зной. Это настоящий талант художника – перенести зрителя в сюжет произведения!
Несмотря на тяжелые времена, полные перемен, на плакатах Роже Бродерса мы никогда не увидим отрицательных сюжетов или некрасивых героев. Мы никогда не увидим упадок Османской империи, колониальный раскол и возрождение арабского национализма – все те события, которые сотрясали Средиземноморье в начале века. Он создавал свой искусственный рай прямо в своих работах. Самое удивительное, что во многих местах, изображенных на афишах, он никогда не был. В его рабочем столе всегда лежали открытки, сложенные гармошкой, и он мысленно «путешествовал» по этим репродукциям, перевоплощая лучшие из них в своих работах. Также на плакатах Бродерса редко можно увидеть элементы железной дороги. Но если он их изображает, то это, непременно локомотив, а не сами рельсы. Его задачей было показать то качество жизни, тот сервис, который компания PLM готова предоставить каждому из пассажиров. Поэтому на афишах Роже Бродерса всегда светит солнце, а небо всегда синее.
Афиша – это всегда призыв к путешествию, своего рода приглашение. Она должна останавливать на себе взгляды людей. Я прохожу мимо неё, я замечаю её, я запоминаю её …
Часто его персонажами становились близкие и родные люди, например, жена Маргарет катается на лыжах плаката, изображающего горный курорт в Хогвальде. На других плакатах мы видим его детей – Оливера, Этьена и Валентину.
Конец прекрасной эпохи
Начатая в 1922-ом карьера плакатиста закончилась в 1933 году, когда к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер. Казалось бы, что между событиями нет абсолютно никакой связи, если бы не тот факт, что эти персонажи были современниками. Бродерс снова взялся за кисть и вернулся к искусству «в классическом стиле». Они писал натюрморты, уличные сцены, берега Марны и регулярно выставлялся в парижских галереях. Но тот срез эпохи, тот небольшой вклад в афишное искусство всегда будет характеризовать Роже Бродерса, прежде всего, как выдающегося иллюстратора и плакатиста, который путешествовал по поверхности своих работ и который до сих пор увлекает зрителей в свой маленький искусственный рай. Окружённый любящими людьми Бродерс говорил о себе так: «Я просто не имею права жить скучно!».