Первая четверть. Нестарая гвардия.
Урок 1. Пеклоход Александр Проханов.
Дорогие друзья, сегодня нашим героем станет персонаж сколь интересный, столь и неоднозначный - если с некоторыми героями нашего цикла вам, возможно, придётся познакомиться впервые, то этого крупного, мешковатого на вид дядьку вы наверняка видели на каком-нибудь ток-шоу. Однако роль Проханова в современной русской литературе намного сложнее этого нарочито гротескного образа. Попробуем поговорить о нём и его творчестве без спойлеров.(…)
Александр Андреевич Проханов родился в 1938 году в Тбилиси. Его дед был видным молоканским богословом, а оба его деда стояли достаточно высоко в иерархии русской неортодоксальной религиозности: один из них был вице-президентом Всемирного баптистского альянса, а другой основал и возглавлял российский Союз евангельских христиан. (…)
Первая книга Проханова вышла в 1971 году. Она называлась "Иду в путь мой", а предисловие к ней написал небезызвестный Юрий Трифонов. Вообще, почти вся ранняя проза Проханова пропитана эстетикой так называемых писателей-деревенщиков, коих в семидесятые-восьмидесятые было предостаточно.(…)
Перестройку он не принимает и становится одним из подписантов знаменитого письма «семидесяти четырёх». (…) Разумеется, Проханов активно не любит Ельцина, публично поддерживает Зюганова на выборах 96 года. Не принимает Проханов поначалу и Путина.
- Путин - это человек, выросший из шинели Ельцина.
А.Проханов
Однако Проханов позицию пересмотрел и сейчас политику президента поддерживает.
Теперь мы поговорим о творчестве Александра Андреевича.
Начиная с девяностых годов, стиль Проханова серьёзно видоизменился. Не осталось и следа от протяжной деревенской прозы, от киплингианских экзотических военных странствий (…). Те, кому он симпатичен по телевизионной картинке, его настоящей стилистики не приемлют. А те, кто мог бы это принять и переварить, на дух эту самую телевизионную картинку с одиозным громкоголосым человеком не переносят.
Модернизм, постмодернизм, киберпанк, магический реализм, гротеск, лубок, экстремизм, контркультура - это всё о Проханове. Удивительно, правда? (…)
Многие ли из читателей Уэлша открывали хотя бы раз Проханова?
Дело, боюсь, в том, что мы любим тех самых «битников» не за «протест\нонконформизм\внутреннюю свободу». И уж тем более не за пацифизм отдельных авторов. Мы любим их за за жуткие атмосферные путешествия-трипы к самым черным, у табуированным безднам. Казалось бы, вот они, точки соприкосновения «битников» и Проханова (без иронии). Но Проханов, во многом из-за его одиозного образа, у нонконформистов вызывает отторжение (…).
Читать Проханова тяжело. Я бы даже сказал, чудовищно тяжело - иногда преодолеваешь ужас и отвращение. Зато ни разу не скучно. Проханов чувствует себя в пекле как рыба в воде и уверенно по этому пеклу ведёт своего нечаянного читателя.