ПОДПОЛКОВНИК запаса С. Д. Джилкишев
Аэростаты наблюдения, являясь одной из разновидностей артиллерийской разведки, предназначались для определения координат вражеских целей и корректировки огня. Казалось бы, что в век авиации и скорострельных пушек неподвижные громадные аэростаты с пилотами в корзине будут являться лишь хорошей мишенью и не смогут эффективно вести разведку. Однако боевая деятельность ВДАН опровергла это мнение.
Поднимаясь на предельные высоты днем и ночью, часто в сложных метеорологических условиях, воздухоплаватели сообщали артиллеристам точные сведения, которые в условиях обороны не могли дать ни визуальная наземная, ни звуковая разведки.
Примерно 20 сентября 1941 года начальник артиллерии 42-й армии полковник Т. С. Михалкин поставил 1-му воздухоплавательному отряду задачу: определить координаты дальнобойной батареи, обстреливающей Ленинград из района Вороньей горы.
Наземные наблюдательные пункты не могли ее точно обнаружить из-за массива лесов и высот, а звуковую разведку противник вводил в заблуждение огнем вспомогательных батарей.
После тщательной подготовки 23 сентября мы с младшим лейтенантом Кириковым поднялись на высоту 1000 м и начали детальное изучение переднего края и ближайшего тыла на участке от побережья Финского залива до Пулковских высот. За 30 минут пребывания в воздухе мы обнаружили несколько действующих батарей и сообщили о них данные на командный пункт, но никаких признаков тяжелой артиллерии не заметили. Вдруг вдали от Вороньей горы мы отчетливо увидели яркие вспышки. Она!
С помощью оптических приборов, ориентируя специальный планшет с визиром, компасом и картой, удалось быстро определить координаты батареи.
Неожиданно из-за облаков появились два вражеских истребителя и открыли по аэростату огонь трассирующими зажигательными пулями. Водород в оболочке вспыхнул ярко-красным пламенем, и нам пришлось выбрасываться с парашютами. Приземление было благополучным. Через некоторое время злополучная батарея была уничтожена. Оказывается, она располагалась на специальных платформах, которые перемещались по небольшой железнодорожной колее в густом лесу.
До весны 1942 года наш воздухоплавательный отряд, находясь в районе Автово, досконально изучил оборонительные сооружения переднего края от побережья Финского залива до Пулково и обнаружил все стабильные цели, находившиеся в ближнем тылу противника. На этом участке с появлением в воздухе аэростатов гитлеровцы немедленно прекращали огонь, чтобы не обнаружить свои батареи. Это уже говорило о многом. Немецкие артиллеристы начали остерегаться воздухоплавателей и для борьбы с ними вызывали дежурные истребители с прифронтовых аэродромов.
Весной 1942 года отряд перебазировался в район Невской Дубровки. В период подготовки прорыва блокады Ленинграда воздухоплаватели вели интенсивную разведку. Юго-восточная и восточная части фронта блокадного кольца были покрыты большими лесными массивами с множеством непроходимых болот и крайне ограниченной сетью дорог. В этих условиях средства наземной разведки не всегда давали желаемые сведения. Экипажи аэростатов наблюдения своей кропотливой и напряженной работой добывали ценные данные и вместе с наземной разведкой помогали создавать наиболее полную картину о вражеских позициях и группировках артиллерии.
19 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали кольцо окружения города и оттеснили противника от побережья Ладожского озера. За 15 дней в бураны и морозы между станциями Поляны (Жихарево) и Шлиссельбург была построена 36-километровая железная дорога, названная ленинградцами «Дорогой победы». Эта единственная сухопутная ветка, проложенная в непосредственной близости от переднего края, постоянно подвергалась огневому воздействию противника.
Наше командование организовало артиллерийскую группу контрбатарейной борьбы для обеспечения свободного прохода эшелонов. В нее вошли и 3 воздухоплавательных отряда (1, 3 и 8-й), которые имели между собой и с артиллерийскими полками проводную и радиосвязь.
О выходе эшелонов в ту или другую сторону с конечных пунктов офицеры-диспетчеры сообщали командованию, после чего аэростаты наблюдения немедленно поднимались в воздух. С первых же залпов определялись координаты батарей противника и данные передавались артиллеристам. Они открывали огонь, а воздухоплаватели его корректировали.
Четкая организация, слаженная работа ВДАН и артполков, как правило, обеспечивали успешную проводку эшелонов по «Дороге победы», а артиллерия противника, подвергаясь массированному эффективному воздействию наших батарей, прекращала огонь и несла потери в личном составе и технике. Каждый удачно проведенный эшелон в Ленинград был большой радостью для всех нас.
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И СТАВЬТЕ «ПАЛЕЦ ВВЕРХ»