Яростный и беспощадный викинг Олаф Толстый и креститель Норвегии Олаф Святой - это не два разных человека. Олафа Толстого, потомка Харальда Прекрасноволосого, причислили к лику святых за особые заслуги перед церковью. Более того, он стал одним из последних «общих» святых римско-католической и православной ветвей христианства. При этом его жизнь была похожа на настоящий приключенческий роман, в котором король Олаф не всегда был положительным героем.
Олаф: начало
Олаф Толстый (995-1030) был сыном вестфольдского конунга Харальда Гренландца, прямым потомком первого норвежского короля Харальда Прекрасноволосого. Уже в подростковом возрасте стал участвовать в разбойничьих набегах и военных походах викингов в Англии. В 1013 году принял христианство в Нормандии, а два года спустя явился в Норвегию и отобрал престол у наместников датской короны. Уставшие от Свена Вилобородого норвежцы были не против, а Олаф, пользуясь особым положением, начал методичную работу по добровольно-принудительному обращению своих подданных в христианство. Понравилось это далеко не всем - позже противники насильственной христианизации станут серьезной силой, благодаря которой чаша политических весов качнется не в пользу Олафа.
Олаф и Ингигерда
Эта история, рассказанная в сагах и во многом основанная на домыслах, звучит в лучших традициях бульварного чтива. Началось все с того, что на религиозной почве Олаф Толстый быстро сошелся с королем Швеции Олафом Шётконунгом, тоже христианином. Союз решили скрепить браком - женой норвежского короля должна была стать шведская принцесса Ингигерда. Есть легенда, что здесь имела место любовь с первого взгляда, однако в последний момент Олаф Шётконунг выдал Ингигерду за новгородского князя Ярослава Мудрого, а норвежскому королю досталась ее сестра Астрид.
На этом лавстори должна была и закончиться, но нет. В 1029 году Олаф Толстый под натиском датчан и оппозиции бежал из Норвегии в Новгород - целую зиму он провел в гостях у свояка. Что там было у Олафа с Ингигердой неизвестно, но автор «Саги об Эймунде» и норвежский летописец Теодорик Монах намекают: что-то было. По одной из самых смелых современных гипотез, настоящим отцом князя Всеволода Ярославича был не Ярослав Мудрый, а Олаф Толстый. Как тебе такое, Джордж Мартин?
Смерть и канонизация
Оставив у Ярослава своего малолетнего сына Магнуса, Олаф отправился на родину, чтобы отобрать норвежский престол у Кнуда Великого. Собрав своих сторонников и заручившись поддержкой шведов Олаф вторгся в Норвегию. Летом 1030 года он погиб в битве у норвежского города Стикластадира, проиграв сторонникам Кнуда.
Вскоре после погребения Олафа канонизировали. Сто лет спустя канонизацию официально признали в Риме и Константинополе. С тех пор Олаф Святой считается одним из небесных покровителей Норвегии, а его образ сыграл не последнюю роль в формировании национального самосознания современных жителей северного королевства.
****************************************************************************
Понравилась статья? Тогда не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Викинги, чтобы ничего не пропустить.
Хотите большего? Подписывайтесь на канал в телеграм.