Почему-то об этой книге хотелось написать очень умный отзыв. Но никак не получалось. Видимо, не прочувствовалось.
"Зулейха открывает глаза" - драма со счастливым концом. А счастливые концы - это такая ловушка для сентиментальных женщин. Кажется, что вот теперь-то все в порядке, теперь заживем. Но ничего не в порядке.
Зулейха - это эпоха перемен. Это - поворот от старого человека - Муртазы - к новому человеку - Юзуфу, да что там, Иосифу!
И кто же сделал этот поворот? Уж не революция ли? Когда героиня отрывается (силой вырывается) от корней и начинает свою собственную жизнь, у нее появляются деньги и живой ребенок. А еще профессия и оргазмы.
Репрессии, кровавая рана на теле нашей страны, представлены в книге не как национальная катастрофа, а как перемены и часто - перемены к лучшему. Благодаря репрессиям несчастные женщины родили новое поколение детей, строителей будущего. Благодаря репрессиям застроилась Сибирь большими и малыми городами. Благодаря репрессиям забыты предки, традиции и боги.
В книге ужасы 30-х годов описаны (не слишком выразительно, впрочем) как необходимые лишения на пути к большому счастью. Но это было не так, вы же знаете. И эта прогнившая верхушка... Навязанное ощущение, что если бы все были как Игнатов, то не залили бы Ангару кровью. А ведь это он, Игнатов, убил Муртазу. Убивали сотнями - такие как Игнатов таких как Муртаза.
Герои романа показались очень плоскими, предсказуемыми, как будто они все уже где-то были - кто-то у Шолохова, кто-то у Булгакова. Лишь чисто по-женски удивил Юзуф. Так хотелось, чтоб оценил жертву матери, был добрым и внимательным сыном... Но, конечно, ничего не вышло - он же "новый человек", без истории, без корней, готовый молча покинуть мать ради новой жизни.
Странно, но роман мне все-таки понравился. Он не о Родине, не о репрессиях, не о материнстве и не о религии. Он просто о женщине, которая нашла свою любовь - здесь нет никакой закономерности, просто любовь, любовь, любовь. Да, я сентиментальная женщина и угодила в ловушку.