Люди ненавидят тех, кто дает им почувствовать их более низкое положение.(Филип Дормер Стенхоп Честерфилд)
События, связанные со Второй мировой войной, отразились на большей части государств современного мира. До настоящего момента любые проявления агрессии, нацизма и тоталитаризма жестоко пресекаются. Безусловно, особое место в этом вопросе занимает, собственно, Германия, политика которой в настоящий момент построена в рамках демократических тенденций и отмежевания от всяческих националистических и фашистских проявлений.
Отмечу, что в период нахождения у власти Адольфа Гитлера для Германии был характерен нацистский режим в своей крайней форме. Особое место в развитии своей деятельности Гитлер отводил «националистическому» воспитанию молодежи, что вылилось в появление двух таких организаций, как Гитлер-югенд и Союз немецких девушек.
Гитлерюгенд возникла 3-4 июля 1926 года в Веймаре как новое национал- социалистическое молодежное движение. До его появления в Германии действовала первая национал-социалистическая организация в рамках Молодежного союза НСДАП с марта по ноябрь 1923 года. Она была распущена после провала «пивного путча» и запрета гитлеровской партии. В 1925 году основалась новая организация с названием «Великогерманская молодежь», которая и стала предшественницей Гитлер югенд.
Членами Гитлерюгенда могли быть только юноши. Подразделения девушек назывались «сестринства», а с 3 июля 1930 года - «Союз немецких девушек». В организации вступали еще в школьном возрасте, поскольку именно в этот период происходило формирование сознания в нужном для фашизма русле. Это объясняло причины жестокости и четкой идейности у членов Гитлер-югенда. 1 декабря 1936 года Гитлер принимает «Закон о Гитлерюгенде», что нормативно закрепило данную организацию в государстве. С 25 марта 1939 года вступление в организацию становится обязательным условием для любого немецкого мальчика школьного возраста.
Основную задачу своей деятельности организаторы Гитлерюгенда видели в «физическом, духовном и нравственном воспитании молодежи в духе национал- социализма». Для её осуществления особое внимание уделялось спортивной подготовке, чтобы как можно быстрее появилась возможность к массовой милитаризации нации. Основой же идеологических конструкций руководства Союза немецких девушек являлось высказывание Гитлера о том, что «аналогично воспитанию мальчиков народническое государство может руководить воспитанием девочек с тех же точек зрения. И там главный вес возлагается на физическое обучение, и лишь затем – воспитание моральных и, в последнюю очередь, духовных ценностей». Политическое воспитание девочек означало бдительность и заинтересованность в вопросах собственного народа и связь девочки с жизнью этого народа, как в хорошие, так и в плохие дни. В последние годы существования Веймарской республики Гитлерюгенд внёс свой вклад в эскалацию насилия на улицах немецких городов. Его члены собирались в организованные группы и нападали на кинотеатры, где шли показы антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен».
Довольно большой «вклад» члены данной организации внесли в предвыборную компанию, распространяя листовки и брошюры, приклеивая плакаты, оставляя на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. Опасения их были небезосновательны, поскольку в период 1931-1933 годов в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов Гитлерюгенда.
Печальный опыт Гитлерюгенда и Союза немецких девушек стал поводом для внесения изменений в ч. 6 ст. 7 Конституции Германии о запрете на подготовительные школы, чтобы не было даже минимальных попыток к раннему идеологическому воспитанию подрастающего поколения. Кроме того, в ч. 1 ст. 7 Основного закона ФРГ утверждается, что школьная деятельность находится под строгим надзором государства, что позволяет государственной власти устанавливать контроль за любыми возможными проявлениями фашизма или нацизма на территории страны. В остальных частях упомянутой статьи также прослеживается стремление отмежеваться от опыта Гитлерюгенда и Союза немецких девушек, но уже в меньшей степени.
Таким образом, исторический опыт создания данных фашистских организаций послужил поводом к изменению национального законодательства Германии, что, безусловно, говорит о серьезных демократических тенденциях, проявившихся в данном государстве.