Созданный в 1944 году истребитель танков M18 Hellcat оказался весьма необычным образцом вооружения. В силу отличий доктрины применения бронетехники американцами от Германии и СССР, он не похож на своих «одноклассников». По мнению военных теоретиков США, обилие танков на поле боя исключит их дуэли, поэтому для борьбы с бронетехникой противника создавались истребители танков: слабо бронированные, но с хорошим орудием и высокой подвижностью.
У «Хэллкэта» все это было: максимальная толщина брони составляла 13 мм, что обусловило небольшой вес – всего 17,7 тонн. С 400-сильным мотором САУ могла развить до 80 км\ч по шоссе. Пушка – M1A1 калибра 76 мм, которой хватало для борьбы с большинством немецких танков. Во время войны в Европе на счет M18 было записано 24 немецких танка – за 5 потерянных Hellcat. По мнению историков, основным преимуществом машины была способность «стрельнуть и удрать», опираясь на высокую динамику.
Сегодня мы опустим подробности боевого пути американского истребителя танков, и посмотрим на внутренние объемы грозной машины с мест членов ее экипажа.
Механик-водитель
Учитывая тактику применения машины, механик-водитель M18 был едва не важнейшим членом экипажа: в случае ответного огня шанс был лишь при уходе от него. Ему было доступно 400 сил 9-цилиндрового мотора Continental R975. Это позволяло развивать небывалые для бронетехники 80 км\ч.
Управление производилось рычагами, расположенными нестандартно – они шли от крыши корпуса. Водителю облегчала жизнь автоматическая трансмиссия Torqmatic 900T с тремя передачами вперед, и одной – назад. Обзор осуществлялся поворотным перископом M6.
Помощник водителя
В отличие от немецких и советских танков, в правой части корпуса – рядом с водителем – сидел не стрелок-радист, а «помощник водителя». Он был резервным членом экипажа, и мог заменить любую позицию.
Органы управления на месте помощника аналогичны таковым у водителя. Дополнительно, у люка помощника были органы управления системой пожаротушения
Наводчик
Место первого башнера находилось слева от казенной части пушки. Главным инструментом оператора 76-мм орудия M1A1 был телескопический прицел наводчика M71D, который дополнялся перископом M4A1 со встроенным телескопом M47A2.
Электрогидравлический привод поворота башни обеспечивал высокую скорость наведения. А углы склонения до -9 градусов позволяли вести огонь с закрытых позиций.
Заряжающий
Справа от орудия в башне находится место заряжающего. Перед ним располагалась боеукладка первой очереди, вмещавшая восемь выстрелов. Основная масса из 45 снарядов распределена между бортами корпуса и забашенной нишей.
Номенклатура снарядов включала бронебойные, подкалиберные, дымовые и осколочно-фугасные снаряды. Самый легкий (дымовой) весил 6 килограммов, а бронебойный M62 – уже 11,1 кг.
Командир
В задней части башни находилось место командира экипажа M18. В силу использования открытой рубки, его приборы наблюдения ограничивались штатным биноклем. Для связи использовалась радиостанция SCR-610, а для внутренних переговоров – устройство RC-99.
Единственным вспомогательным вооружением была крупнокалиберный пулемет Browning M2HB, установленный на поворотной турели над местом командира.