Нам нравится думать о себе как об умных, рациональных, логичных людях, которые принимают правильные решения. Но на самом деле у нас иногда бывают плохие суждения и мы делаем неправильный выбор. Каждый день у нас возникают когнитивные искажения, которые влияют на наше мышление. Эти предубеждения оказывают большое влияние на процесс принятия решений.
У нас есть сотни когнитивных искажений, а некоторые мешают нам полностью раскрыть свой потенциал. Психологи исследуют их десятилетиями. Вот некоторые из предубеждений, которые могут вас сдерживать:
1. Смещение текущего момента
Это смещение обеспечивает немедленный эффект удовлетворения. Мы бы предпочли иметь удовольствие сейчас и сохранить боль на потом. Если вы когда-либо увлекались нездоровой пищей, но при этом желали сбросить вес, или склонны перерасходовать деньги вместо того, чтобы копить на будущее, вы стали жертвой предвзятого отношения к текущему моменту.
Что делать:
Если вы хотите сделать крупную покупку, подождите определенное время, прежде чем приобретать что-то. Это поможет вам не тратить деньги на то, что вы не любите. Например, планируйте подождать одну неделю для покупок на сумму 5000 рублей и один месяц для покупок на 50000 рублей и более.
Заранее подумайте о здоровой пище к вечеру (приготовьте вечером перед работой), чтобы с меньшей вероятностью съесть нездоровую, вернувшись с работы, заказав фаст-фуд например.
2. Смещение подтверждения
Смещение подтверждения, согласно Science Daily, является тенденцией к поиску или интерпретации информации способом, который подтверждает ваши предвзятые мнения. Это может помешать вам полностью раскрыть свой потенциал, поскольку ограниченность может ограничивать вашу способность учиться, расти и улучшать себя и свою жизнь.
Что делать:
Будьте открыты для других точек зрения и новых возможностей. Знайте, что у вас есть определенные убеждения, и будьте готовы объективно оценивать свои системы убеждений.
3. Эффект кадрирования
Кадрирующая информация, как положительная, так и отрицательная, может оказать огромное влияние на способ ее получения.
Вот пример эффекта кадрирования в статье Сэма МакРобертса:
Доктор А: «При правильном лечении у вас есть 80% шансов на полное выздоровление».
Доктор Б: «С 20% шансов, что вы умрет после лечения от этой болезни ».
Хотя врачи A и B предоставляют одну и ту же информацию, они представляют ее по-разному, что может сильно повлиять на восприятие пациентов. 80-процентное изменение выздоровления звучит намного лучше, чем 20-процентная вероятность смерти.
Когда информация представляется вам как положительно, так и отрицательно, это может привести к принятию неверных решений.
Что делать:
Знайте, как вам предоставляется информация, чтобы убедить вас предпринять определенные действия.
Посмотрите на статистику с обеих сторон. Например, если вам говорят «это мясо на 90% постное», имейте в виду, что это то же самое, что слышать «эта говядина содержит 10% жира».
Подумайте, как вы предоставляете информацию другим.
4. Эффект "толпы"
Эффект "толпы" - это когда мы следуем действиям или убеждениям большой группы людей. По словам доктора Мохаммеда Али, мы делаем это либо потому, что хотим соответствовать, либо потому, что получаем информацию от других. Эффект массового поражения может сдерживать нас во времена, когда мы следуем тенденциям и моде, не проводя наших исследований.
Что делать:
Тщательно продумывайте свои решения и не прыгайте во что-то просто потому, что «все остальные» говорят вам об этом.
5. Смещение проекции
Смещение проекции описывает наше предположение, что другие люди думают так же, как и мы. Мы склонны переоценивать, насколько распространены наши мысли и убеждения. Мы предполагаем, что наше мышление о вещах распространено среди большинства. Это может значительно сдерживать нас в жизни, потому что заставляет нас верить, что мы точно знаем, чего хотят люди. Мы склонны считать, что знаем приоритеты, мотивы, взгляды и убеждения других людей, тогда как в действительности это не так. Это может негативно повлиять на нас в отношениях в нашей личной жизни и в нашей карьере.
Что делать:
Старайтесь задавать людям вопросы, а не предполагать, что они думают так же, как вы.
Просто осознавая эти предубеждения, вы можете жить лучше. Каждый день мы принимаем тысячи решений, и понимание предвзятости, которая влияет на ваше суждение, может помочь вам принимать более обоснованные, продуманные решения.