Пришло время задаться крамольным вопросом: а почему, собственно, образование должно быть бесплатным? Большевики, придя к власти, устроили массовый ликбез, но это было жизненно необходимо в стране, где большая часть населения не умела читать (возросшую грамотность купировали введением платы за обучения в старших классах школы, ссузах и вузах в 1940-1956 гг). Теперь ситуация иная. Доступность образования как такового сейчас выше, чем когда-либо в истории. Сканы учебников, видеолекции, проверочные задания, контурные карты… Всё можно найти в интернете или относительно недорого купить посредством него же. Но вот беда: несмотря на такое изобилие, уровень образования россиян продолжает падать. Зададимся вопросом: может ли каждый человек самостоятельно учиться, особенно ребёнок? Ответ очевиден: нет.
Меня корёжит, когда я вижу в очередном документе из сферы образования фразу «образовательные услуги». Как может образование быть услугой? Это социальное благо, о котором мечтало всё прогрессивное человечество вплоть до XX века, когда оно стало доступно широким массам. И, кстати говоря, благо даётся тем, кто заслужил, либо тем, кто стремится к нему. Образование – это всегда субъект-субъектный процесс. Услуга – это когда заказчик становится объектом применения какого-либо действия. Заказчик пассивен, он смирно сидит в кресле парикмахерской или ждет в кафе свой салат. Образовательный процесс заключается в обоюдной работе преподавателя и обучаемого; без усилия нельзя чему-то научиться. Следовательно, образование – не услуга, это благо, которое дается через усилие. Смысл самого слова «обучение» теряется, когда человек, надувшись, заявляет: «Я же заплатил!». Так ты хочешь диплом (свидетельство и т.п.) или чему-то научиться? Человек скажет: «Конечно, я хочу диплом». Но насколько выгодны обществу такие «специалисты»? Это уже государственный вопрос.
Задавайте свои вопросы, вносите предложения, подписывайтесь на канал, ставьте лайки!
Продолжение следует