Подростковый возраст - трудный период в жизни ребенка, но, вместе с тем, именно в этот период жизни происходит все самое замечательное: первая любовь, первый поцелуй, рождение надежд на будущее и многое другое.
Хочу сразу предупредить: эта подборка сделана на мой вкус. Здесь нет множества хороших советских кинолент (формат не позволяет раскрыть все их многообразие). Не увидите вы здесь и уже набивших оскомину фильмов о ранней беременности, и жутких историй, рассказывающих о судьбах люмпенизированного юношества. Это просто несколько любимых фильмов без чернухи, трэшака и банальности.
Субмарина.
Субмарина - фильм о первой любви главного героя Оливера Тейта... Нет, не в самую популярную и красивую девочку в школе и по совместительству девушку капитана футбольной команды. Это симпатичная странная юная леди, которая не вписывается в привычные образы школьниц. Просто она загадочна и прекрасна. Что еще нужно?
Герой ей под стать: чудаковатый парень, пытающийся решить все свои подростковые проблемы: наладить отношения родителей, привлечь внимание Джорданы (его любви) и т. д. Все эти типичные жанровые клише поданы под необычным соусом. Герои не лидеры и не аутсайдеры, их отношения не приторны (одно объяснение в любви с необычной метафорой чего стоит!) и не развиваются вопреки чему-то, диалоги ироничны. События разворачиваются на фоне урбанистических видов заводов и свалок.
Все это и, конечно, фирменный английский юмор, а также волшебная музыка Алекса Тернера, создают особую атмосферу, которая выделяет этот фильм из ряда подобных.
Ускользающая красота.
Фильм мэтра кино Бернардо Бертолуччи.
Главная героиня, Люси, отправляется после самоубийства матери в Италию к друзьям семьи, чтобы успокоиться, а заодно узнать историю своего происхождения, встретить первую любовь. По сути, она приезжает завершить обряд инициации, стать взрослым человеком. Но даже не подозревает с каким рядом условностей должен смириться взрослый, чтобы жить в этом мире. И, тем не менее, в финале, когда все тайны выходят на поверхность, героиня понимает, что все тяготы взрослой жизни не так уж тяжелы!
Фильм поразит потрясающими видами, хорошей игрой актеров (как-никак Лив Тайлер и Джереми Айронс снимались!) и ощущением легкости и непринужденности.
Леди Бёрд.
Дебютная картина Греты Гервиг, которую вы, возможно, знаете по картинам "Больше чем секс" Айвена Райтмана (сценарист, актриса) и "Римским приключениям" Вуди Аллена.
История Кристин, которая предпочитает, чтобы ее называли "Леди Бёрд". Она хочет учиться в престижном колледже на Восточном побережье, хочет, чтобы мать, наконец, начала воспринимать ее всерьез и без убийственной критики, хочет любви, наконец. Но финансовое положение семьи, отношения с одноклассниками, "интересное" увлечение Дэнни (бойфренда героини) и ложь, бесконечный поток лжи (в создании которой она принимает непосредственное участие), еще больше ее путают и мешают определиться. Кристине предстоит многое осознать, прежде чем удастся принять свою жизнь, какая она есть.
Актерская работа здесь заслуживает отдельной похвалы БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Не зря фильм был номинирован на "Оскар" и "Золотой глобус", в том числе и в актерских категориях.
Сломленные.
Сканк, как вы понимаете, подросток и тоже встречается лицом к лицу с жестокостью этого мира.
Во дворе, где расположен дом главной героини еще два таких же. В одном живет отец-одиночка с тремя оторвами-дочками, в другой семейная пара с неуравновешенным сыном. Набор таких колоритных персонажей, как ружье, висящее на стене, обязательно выстрелит. В один "прекрасный" день дочь горе-папаши обвиняет сына своих соседей в том, что он сделал ей ребенка. На глазах Сканк происходит потасовка.
С этого самого дня мир Сканк переворачивается с ног на голову. Первая любовь, непонимание родителей, школьные разборки и прочие прелести взросления. Грубость и жестокость мира сваливается на нее. Но девочка не обороняется, она пытается понять этот мир, примириться с ним и сделать его добрее.
Здесь есть все: теплая атмосфера, потрясающая игра актеров (Тим Рот, Киллиан Мерфи, Элоиза Лоуренс), острые социальные проблемы (ранняя беременность, злость порождающая злость), химия между героями.
100 дней после детства.
Это единственный фильм из списка, который я посмотрела в подростковом возрасте.
Он меня очень впечатлил. Этому есть несколько причин. Во-первых, я смотрела его, когда была на отдыхе в пионерском лагере. Во-вторых, я с первых кадров ассоциировала себя с главным героем. Потому эта история не забыта, а фильм я пересмотрела уже взрослой девушкой, и он меня не разочаровал.
Сюжет прост: Митя Лопухин (главный герой фильма), от которого без ума Соня Загремухина, влюблен в Лену Ерголину, которую можно смело назвать популярной. И каждый из них настолько сосредоточен на своих чувствах, что не замечает очевидного. А тут пионервожатый Сергей Борисович задумал поставить спектакль по пьесе М. Ю. Лермонтова "Маскарад". Именно работа над ним расставит все на свои места.
В фильме есть обаяние советской эпохи, атмосфера жизни пионерского лагеря, вкупе с первой мучительной любовью, отчаянной борьбой с окружающей действительностью. И нет (при всей стандартности набора событий) ощущения банальности. Ты ждешь до конца фильма развязки.
Курьер.
Этот фильм до сих пор остается одним из моих самых любимых.
Иван Мирошников (в исполнении обаяшки Фёдора Дунаевского) окончил школу, экзамены в институт провалил и, уступая натиску мамы, идет работать курьером. Вроде бы история о мальчике-неудачнике, который обязательно к концу фильма добьется успеха. Но нет, стремление к недостижимым вершинам у Вани отсутствует, он вообще не представляет, чем хотел бы заниматься.
По воле случая, он оказывается на пороге квартиры профессора Кузнецова и знакомится с его дочерью. Но тут большой любовной драмы не получается. Не настолько безумно он влюблен, чтобы сильно страдать. Страдает он от своей неопределенности, от устаревших требований к нему общества, от отсутствия морального ориентира, от формализованности всего происходящего и неминуемой судьбы (не буду спойлерить, ближе к концу фильма все станет ясно).
Происходящее как будто находится в двух измерениях. С одной стороны, речь идет об эпохе перестройки. Все дышит этим временем: и герой, не знающий что ему делать и чего он хочет, и такое же растерянное его окружение, потерявшее нравственные ориентиры. Да тут еще и афганская тема появляется, пусть и упомянутая вскользь. С другой, Карен Шахназаров в своей картине поднимает и вневременные темы: любви, неравенства в обществе, нереализованности, юношеских надежд и доходящего до абсурда максимализма. Все эти серьезные проблемы поданы с большой долей юмора, что делает повествование легким для восприятия.