Основа успешного ведения бизнеса - целеполагание или правильная постановка целей. Большинство использует технику SMART-критериев. SMART - это не только "умное" целеполагание, но и аббревиатура:
- Specific — конкретный;
- Measurable — измеримый;
- Attainable — достижимый;
- Relevant — значимый;
- Time-bounded — обозначенный во времени.
Другими словами, чтобы цели твоего бизнеса не только устанавливались, но и достигались, ты должен:
- конкретно сформулировать цель и для себя, и для сотрудников;
- создать измеримый количественный, качественный или другой критерий, по которому можно четко проследить стадию и успешность выполнения цели;
- задача, установленная перед подчиненными не должна быть недостижимой;
- цель должна быть значимой и выгодной для развития бизнеса;
- у нее должны быть конкретные сроки выполнения.
Звучит достаточно просто, однако на практике даже поставив четкую, достижимую и обозначенную во времени цель, руководитель сталкивается с неготовностью его сотрудников плыть с ним в одной лодке и грести в напряженном темпе. Они, как и раньше, предпочитают плыть по течению, а штрафы за нарушение плана или серьезные разговоры вызывают только негатив, но не улучшают общую картину. Как следствие, вы можете с удивлением увидеть, как самые значимые кадры уходят от вас, аргументируя увольнение тем, что не могут работать в таких условиях.
Сотрудники не плывут с вами в одной лодке: Soft Skills
Так в чем проблема? Некоторые руководители считают, что не все ключевые сотрудники могут справиться с заданным темпом, однако чаще всего проблема кроется в другом. Если коллектив тебя не поддерживает - ты не смог им объяснить важность своего плана и не озвучил реальные аргументы, для чего важны сроки и почему всем сейчас стоит поднажать. Другими словами, у тебя отсутствует soft skills.
Soft skills - это "мягкие" навыки, они не выдаются с дипломом и не требуются в резюме. Эта тема заслуживает глубокого анализа, однако сейчас я расскажу о ней именно в контексте целеполагания. Мягкие навыки - это умение работать в команде, правильно объяснять цели и их важность, не бояться выступать публично, договариваться и проявлять умеренную гибкость в общении с сотрудниками.
Если цель сотрудники не достигают - ты забыл о важности Soft Skills. Приведу пример.
На носу Новый год, а это значит, что компания должна организовать корпоратив. Сейчас перед командой поставлена задача: урезать расходы, увеличить доходы. Но пока что доходы значительно не увеличились, поэтому расходы на корпоратив компания не может себе позволить. Выходит, что в этом году либо каждый сотрудник платит сам за себя, либо корпоратива не будет. Едва ли это понравится подчиненным, работающим в поте лица и ожидающим такого приятного рабочего праздника. Значит, ты должен смотивировать их на то, чтобы каждый заплатил за себя.
Ты можешь сказать:
"Дорогие коллеги, мы решили в этом году не оплачивать корпоратив. Мы считаем, что если вы хотите участвовать, вы можете выделить часть своей предновогодней зарплаты на корпоратив, чтобы быть частью коллектива. Так мы увидим, кто готов быть в команде, а кто не готов. В конце концов, ваша зарплата выше средней по рынку"
А теперь давайте подумаем, кого назовут самодуром при обсуждении на курилке.
Есть другой вариант:
"Коллеги, мы поставили для себя план достичь прибыли в ****** рублей в этом месяце. К сожалению, сейчас компания переживает не лучшие времена, а цель все еще не достигнута, поэтому я не могу себе позволить оплатить корпоратив. Я понимаю, что сейчас у вас есть предновогодние заботы и вы хотите тратить деньги на семью и близких, однако мне будет очень приятно, если мы соберемся в кафе и каждый скинется на корпоратив по ***. Я уже нашел кафе и рассчитал, сколько потребуется денег, договорился о скидке. Если в этом месяце план будет достигнут, в следующем мы сможем каждому из вас предоставить премию, которая с лихвой покроет ваши расходы."
Второй вариант показывает, что ты понимаешь, что важно сотрудникам сейчас и ты готов покрыть расходы немного позже. Коллектив это оценит и большинство все-таки постараются посетить мероприятие, пусть и за свой счет.
Подведу итог: для того, чтобы цель достигалась, важно говорить с коллегами честно, позволять им участвовать в планировании целей, понимать их проблемы и разговаривать на их языке.
А что тебе мешало достигать целей в бизнесе? Что ты сейчас бы изменил в постановке целей?